Открывая Салтыкова-Щедрина

Перед началом к зрителям выходит художественный руководитель тульского молодежного театра-студии "РИСК" Геннадий Крестьянкин: "Этот спектакль играется один раз. Рождается, проживает и умирает. Завтра будет уже другой спектакль".

Мне удалось вырваться вечером в зрительный зал этого известного в Туле театра, когда театральная импровизация "Сказочки" по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина игралась там в пятый раз. Некоторые зрители побывали на всех пяти спектаклях, назавтра собирались на шестой. Другие по окончании недоумевали: "Где же тут Салтыков-Щедрин?" А это самый что ни на есть подлинный Салтыков-Щедрин, никакой отсебятины.

Суть импровизации в другом. Студийцы отрепетировали все 32 сказки писателя, а перед самым спектаклем договариваются: сегодня играем такие-то. Одна связующая, "обрамляющая", ее ведет такой-то. Остальные подключаются по ходу действия.

Этот секрет Геннадий Крестьянкин открыл мне уже после заключительных аплодисментов. А пока - исполнители (Вячеслав Шумилин, Наталья Кадосина, Екатерина Иохим, Максим Ефимов, Вадим Себякин, Юрий Обозов), затянутые в черные трико, проходят по сцене, долго вглядываются в зал, шепотом произносят отдельные фразы. Настраиваются обживают сценическое пространство. Оно подчеркнуто неуютно: все в каких-то рытвинах, валяются обшарпанные кубы. Как неуютно бывает читателю Салтыкова-Щедрина: слишком уж беспощаден сатирик. На среднем плане - нечто таинственное под покрывалом. Потом покрывало спадет - откроется составленный из таких же кубов крест, где будет распят Христос. Потом крест преобразится в дерево, на котором повесится Иуда - в фантазии писателя возникают его причудливые ассоциации с Вечным Жидом. Потому что связующим в этот вечер было предание "Христова ночь" в интерпретации Салтыкова-Щедрина! Помнится, месяца три назад по радио прозвучала беседа с великим российским басом Александром Ведерниковым. Тот утверждал, что Салтыков-Щедрин - писатель "не от Бога". Видно не дочитал чего-то Александр Филиппович! Христос в предании как раз Евангельский! Только мы отучились постигать Евангелие, пробавляемся сладкогласием заезжих, закордонных проповедников, которые сулят растолковать все Священное Писание за считанные вечера. А былые подвижники жизнь посвящали изучению Евангелия, и, даже вытвердив текст наизусть, открывали в нем все новые глубины...

Тот спектакль был неповторим, как и все остальные. Скажу одно: не обнаружил я "грубых швов", "белых ниток". Труднейшим мастерством театральной импровизации ребята владеют вполне профессионально.

Сегодня "РИСК" - это три студии, где занимаются, овладевают театральным ремеслом (вдохновения "от природы" в избытке) 21 человек. Те, кто не боится рисковать - своим временем, благосостоянием. Напомню, однако, что помимо буквального смысла, "РИСК" - еще и аббревиатура: "Ребята, ищущие свое кредо". А кредо, пожалуй, - открыть нам глаза на нас самих. Потому-то и принципиально обращение студийцев к Салтыкову-Щедрину.

В тот вечер играли еще шесть сказок: "Обманщик-газетчик и легковерный читатель", "Вяленая вобла", "Чижиково горе", "Верный Трезор", "Соседи" и "Баран-непомнящий". Помним мы хотя бы названия? А наиболее полное (не академическое, т.е. не исчерпывающее!) собрание сочинений Салтыкова-Щедрина насчитывает 20 томов (это 24 книги), "Сказки" занимают половину первого полутома 16-го тома. Как же позорно мало знаем мы этого писателя! А он-то, думается, знает про нас все. И про своих современников, и про то, как мы жили в года застоя, и про нынешних. Сам сделав блестящую чиновничью карьеру, Михаил Евграфович, как никто, видел, сколько блага может принести Отечеству одаренный и честный государственный служащий и сколько зла проистекает от чиновника непорядочного, бессовестного. И писал о том не стесняясь, не сглаживая острых углов. Да разве о том одном? Читали бы мы его больше - глядишь, избежали бы многих ошибок! РИСКовцы приоткрыли нам обложку только одного тома сочинений Салтыкова-Щедрина. Может быть, не поздно взяться за остальные?..

Вячеслав Банников,
Газета "Коммунар"
No 143, 16 декабря 1993г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]