ТЕАТР МОЕЙ ДУШИ

Сентябрь пятнает желтыми кляксами листьев мокрый асфальт. Птицы покидают гнезда и тянутся на юг. Многие тысячи стремящихся к образованию заполняют классы. Начинается учебный сезон. Тульский молодежный театр-студия "РИСК" тоже провел набор в учебную студию театра. 20 человек под руководством опытных актеров-педагогов уже приступили к студийной работе. Как приятно, спокойно и невероятно интересно в теплом уютном помещении под легкий шум дождя на улице приобщаться к величайшему из таинств - таинству перевоплощения.

Но "РИСК" в первую очередь все же театр. И свой 22-й сезон он открывает 20 сентября эстрадным спектаклем-ревю "Хохмочки". 5 октября - премьера "Шоу двойников". А следом за ними, любимые зрителями спектакли: "Театр или Шум за сценой" и премьера прошлого сезона - мюзикл "Шантеклер". Впрочем, на спектакле по прекрасной пьесе Эдмона Ростана мы сможем побывать прямо сейчас. Я приглашаю Вас в небольшой полутемный зал театра. Чувствуете радостное волнение? Сейчас начнется чудо...

Бегущий парнишка отдернул простую белую занавеску. Она взметнулась и открыла... Да ничего особенного - обычный дворик. Но волею автора Эдмона Ростана, помноженной на изобретательность режиссера Геннадия Крестьянкина в нем закрутились нешуточные страсти. Во истину, в тихом омуте черти водятся. И все это в стихах, с песнями, танцами - просто мюзикл чистой воды.

ЭДМОН  РОСТАН  И  ФРЕДДИ  МЕРКЬЮРИ

С идеей постановки пьесы Ростана, актер театра Дмитрий Чирков носился несколько лет. Он буквально не расставался с полюбившимся томиком. Но спектакль в стихах, да еще длиною в четыре с половиной часа - какой зритель это выдержит? Тем более наш, тульский, не особо подготовленный. Но пьеса была хороша и идея ее постановки укоренилась в подсознании.

Каждый плод должен дозреть. Подошел момент для "Шантэ". Геннадий Крестьянкин в очередной раз для пополнения семейного бюджета, исполнял роль Деда Мороза на очередных Новогодних Елках. И надо было случиться, чтобы главным подарком детям оказался сказка-мюзикл "Снежная королева" в постановке хореографа Натальи Калининой.

Крестьянкин обомлел. Он буквально влюбился в спектакль, в хореографа и в весь коллектив "Звездный дождь". Это же именно тот коллектив, который он так долго искал! Теперь нужна была соответствующая настроению пьесы музыка. И она нашлась. Все помнят, наверное, клип группы "Queen" на песню "Эта тяжелая жизнь", где Фредди Меркьюри появляется в костюме какой-то экзотической птицы. Ассоциативно музыка "Королевы" соединилась с гротеском пьесы неподражаемого Ростана, в которой главный герой - молоденький петушок. Где взять "минусовки" (музыку без вокала)? Здесь сыграла доброе дело популярность "Queen" и в Интернете нашлось почти все что нужно, но к сожалению, не в том качестве, какое хотелось бы иметь. И тут на помощь пришел прекрасный музыкант, композитор Александр Булыгин. Он великолепно адаптировал музыкальный материал для постановки. В спектакль вошли 28 хитов популярной группы. "Петь будем только "в живую", - решил Крестьянкин, и работа закипела. Писались заново русские тексты песен, созвучные английским, и передающие смысл Ростановских сцен. С актерами занимались несколько педагогов по вокалу. Саму пьесу сократили сначала до 2 часов 40 минут, а затем, уже после премьеры, отказались еще от нескольких, утяжеляющих мюзикл, сцен. Возможно, в дальнейшем, она претерпит еще не одно изменение. Крестьянкин просто не может делать одно и то же дело, не улучшая его.

"Шантеклер" оказался очень затратным, на его постановку ушли все деньги из театральной казны. Эскизы декораций и костюмов на 40 человек выполнены студенткой кафедры дизайна Еленой Киселевой. Может поэтому они так свежи и оригинальны. Затратным "Шантеклер" вышел не только по деньгам, но и по усилиям. Спектакль с таким обилием музыки требует дополнительного оборудования. Специально на этот проект был приглашен опытный звукорежиссер Виктор Жаров.

ДОЛГОЖДАННАЯ ПРЕМЬЕРА

Старания не пропали зря. Мюзикл получился интересный, яркий. Молоденький петушок Шантеклер каждое утро поет Гимн Солнцу, дарит окружающим свою любовь и тепло, спасает друзей от злобных врагов, влюбляется в чужестранку. Напряженность действия нарастает с каждой минутой. И однажды рушится благополучный мирок. Наш герой вдруг обнаруживает, что благородство и мужество не очень-то нужны окружающим, более того - раздражают их. Зреет заговор, к которому примыкают все новые и новые участники, причем некоторые из простого любопытства или недомыслия. И вот герой повержен. Зло торжествует.

Нет-нет, все кончится хорошо. Ведь это мюзикл. Но порой страсти достигают такого накала, что кажется, это не музыка звучит. А сам воздух вибрирует от напряжения. И довольно быстро забываешь, что действующие лица - птицы и животные. Ведь они наделены всеми человеческими качествами и поступки их подчиняются человеческой логике. И потому во втором действии, когда главная героиня - Фазаночка (Инна Богданова) жалуется, что крыльями любимого не удержать, мелькает досадливая мысль: "При чем здесь крылья?".

О чем же пьеса? Конечно, о любви. Но, как всякая талантливая вещь, многогранна. И каждый, пришедший в зал, увидит и услышит в ней свое. По моему мнению спектакль очень четко обрисовал конфликт между толпой и лидером. Или, по крайней мере, человеком, считающим себя таковым. Шантеклер (Дмитрий Чирков) считает, что он управляет своими подданными справедливо и его все любят. А толпа, как капризный ребенок, то ломает надоевшую игрушку и отбрасывает ее. То, в момент опасности, прикрывается ею, а когда надобность в щите отпадает опять бросает своего идола в пыль. Присмотритесь, ведь то же самое мы постоянно наблюдаем вокруг, начиная от маленьких коллективов и кончая масштабами всей страны. Причем все это делается безо всякого злого умысла и мгновенно забывается - мы благородно прощаем ближнему свои собственные грехи. В этом смысле воистину неотразима Цесарка (Александра Костина), хозяйка салона. Произошли драматические события, она сама едва не погибла, но с восторгом восклицает: "Как удался мой салон! Все знаменитости были здесь! Сколько будет разговоров!"

Кроме благородного Шантеклера (Дмитрия Чиркова), державшего в напряжении весь зал, яркое впечатление оставили Дрозд и сторожевой пес Пату. Дрозд-пересмешник задумывался как юродивый, говорящий правду обиняком и с причитаниями. Но в исполнении Максима Ефимова получился несколько жутковатый образ едва ли не провокатора, который подбивает заговорщиков на более решительные действия, а благородного Шантеклера на бои с заведомо смертельным исходом. При этом уверяет в своей лояльности обе стороны. Но тем не менее вызывает жалость и сочувствие - урод-горбун посмел влюбиться в блистательную Фазаночку без всякой надежды на взаимность. В критический момент, оставив ерничество, он пытается удержать героя от гибельного шага, но поздно, главные слова уже сказаны… А простодушный, честный Пату (Михаил Васин) старается спасти друга искренне, но неуклюже. Его самого раздирают страсти - он сторож, но в нем дремлет древний охотничий инстинкт.

Легкий морозец пробегает по коже в сцене заговора, когда Первая Сова (Ольга Лазарева) исполняет песню "Вам несдобровать!" Кстати, в другом составе, она играет главную героиню Фазаночку. Да что это я все о страстях. Ведь "Шантеклер" - мюзикл с великолепной музыкой и прелестными танцами, поставленными Натальей Калининой. А солируют в них 12 танцоров из хореографического ансамбля "Звездный дождь".

В спектакле много забавного и просто смешного. Например, напыщенный Павлин (Антон Власов), "строящий глазки хвостом" и изрекающий с небрежностью только очень умные слова. Или Морская Свинка (Алевтина Гудкова), зацикленная на том, что она "цвета хаки". Но самый неожиданный успех выпал на долю Черепахи (Сергей Муханов) - уж больно вовремя она появляется.

ЭПИЛОГ

Конечно, есть и соломинки в глазу. Злодею - Белой Стреле не мешало бы выглядеть более злодейски. Не очень убедительно звучит монолог главной героини под плотной маскировочной сетью. Но это все устранимо. Главное, спектакль о любви, предательстве и великом умении прощать, удался.

А вы, любезные зрители, обязательно не пропустите, когда это название появится в театральной афише города. Во-первых, мюзикл в Туле, не такое уж частое явление. А во-вторых, каждый обязательно найдет в этом ярком спектакле что-то для себя.

Марина Павлова,
Газета "Тула", сентябрь 2001г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]