Премьера, опередившая автора.

Тульский молодёжный театр-студия "РИСК", завершая свой 31-й театральный сезон, выпустил спектакль "Мысли вслух", поставленный по произведениям Анны Яблонской, погибшей во время теракта в аэропорту "Домодедово" в январе этого года. В день премьеры с режиссёром спектакля Геннадием Крестьянкиным беседовал наш корреспондент Дмитрий Литвинов.

Дмитрий Литвинов: Судьба молодого украинского драматурга на самом деле оказалась драматичной. Яблонская летела в Москву из родной Одессы для получения литературной премии в области драматургии. Жизнь Анны оборвал террорист-смертник, приведший в действие взрывное устройство в столичном аэропорту "Домодедово". О судьбе Анны написали газеты, вышло несколько сюжетов на телевидении, что и заставило некоторых российских режиссёров обратить внимание на её произведения. До этого о молодом драматурге было известно разве что очень узкому кругу.

В этом смысле у театра-студии "РИСК" ситуация иная. За несколько месяцев до трагической гибели, Анна Яблонская сама предложила тулякам поставить спектакль по одному из её драматических произведений "Монодиалоги".

Геннадий Крестьянкин: В ноябре прошлого года на электронную почту театра-студии "РИСК" пришло письмо от Анны. Но в те дни мы были с головой погружены в подготовку к празднованию 30-летия РИСКА. Сами понимаете, такое событие…

Дмитрий Литвинов: Геннадий, как же вы узнали, что это будущий хит сезона?

Геннадий Крестьянкин: Я и сейчас, после всей этой газетной шумихи, не считаю, что это хит. Материал классный. Спектакль достойный. А начиналось всё очень прозаично. Нам на сайт шлют свои пьесы очень много драматургов. Получив письмо от Анны, я написал автору, что как только найду время и прочту пьесу, сразу отвечу и поделюсь впечатлениями. За предпраздничной кутерьмой о пьесе Яблонской я на время забыл, но когда в январе услышал её фамилию в новостях, в памяти тут же всплыло моё обещание прочесть и ответить. Пьесу я читал взахлёб. Материал богатый и глубокий. Над ним можно работать и работать. Заинтересовавшись, я прочёл все пьесы, прозу и стихи Яблонской.

Уже в феврале мы с актёрами начали работать над спектаклем. Чтобы полнее раскрыть мир автора, я включил в спектакль стихи Анны и отрывки из другого её произведения "Бермудский квадрат". Название спектакля искали долго. Исходное имя пьесы "Монодиалоги" годились больше в виде жанра, а не в качестве названия на театральной афише. Хотелось назвать спектакль "Катаклизмы" или "Апокалипсис". Всё это отражает суть постановки, но звучит пошло в свете последних публикаций в СМИ о приближающемся конце света. Не хочется участвовать в этом истерическом месиве. Поэтому спектакль мы назвали "Мысли вслух"…

Дмитрий Литвинов: Новая постановка Геннадий Крестьянкина получилась во многих смыслах экспериментальной. Во-первых, сам авторский текст - это те самые мысли вслух, расписанные на двоих. Мысли трагические и забавные, самые элементарные и глубокие, актуальные и потаённые. И ведь не случайно спектакль поставлен в жанре трагифарса. Всё перевёрнуто с ног на голову, всё высмеивается. Доктор и Пациент повествуют о проблемах медицины, Прихожанка и Проповедник - о религии и современном обществе, Водитель маршрутки и Пассажирка - о нашем общественном транспорте. Учитель и Ученик, Исследователь и Испытуемый, Он и Она…

Второй режиссёрский эксперимент - приглашение в спектакль, главным образом, актёров-новичков из нового набора. На премьере было особенно заметно их волнение. Но это только добавляло особую атмосферу восприятия спектакля. Они ощущали ответственность не только перед зрителем, но и перед памятью автора, предоставившего им право этой постановки.

Ещё один необычный театральный приём - видео-проекция на огромном сценическом заднике и специальном боковом экране для новостей о взрыве в Домодедово, землетрясении и цунами в Японии и о многом другом. В какие-то моменты изображение служило декорацией, в другие - абстрактными элементами, дополняющими сценическую картину. Подчас это было космическое пространство и происходящие в нём процессы. И в это время все находящиеся в зале ощущали себя маленькими песчинками, затерянными в космических просторах. И Анна Яблонская, ставшая частью космоса, смотрела на нас сверху и улыбалась. И в финале - огромный её портрет, светлый взгляд, устремлённый вдаль, цветы и аплодисменты зрительного зала.

Геннадий Крестьянкин пообещал, что спектакль "Мысли вслух" займёт прочное место в репертуаре театра. Первый показ этого спектакля завершил 31-й театральный сезон. Коллектив РИСКа вновь встретится со своими зрителями в сентябре, и сыгранная на прошлой неделе премьера станет открытием очередного творческого года театра-студии.

Дмитрий Литвинов
Специально для сайта
Тульского молодёжного
театра-студии "РИСК"

Исходный материал:
Газета "Молодой Коммунар"
No 31(11578), 6 мая 2011г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]

[Пресса о спектакле]