В "Лес" на "Летучем Голландце"
или Возможность очиститься.

15 октября состоялось открытие 25-го театрального сезона в Тульском Молодежном Театре-студии "РИСК". В этот вечер играли "Летучего Голландца". Лично для меня это был первый спектакль "РИСКа", который я имела честь посмотреть.

Моё изумление началось с вешалки, в прямом смысле этого слова. Возле гардероба нас встретил гид. Он показал карту Нью-йоркского метрополитена, по которому должен был проходить маршрут нашего "драматического путешествия" (именно так в программке был определен жанр этого спектакля). Секьюрити, звук проезжающих электричек, голоса, сообщающие о прибытии поездов - всё свидетельствовало о том, что мы уже в "подземке". Кроме того, пройдя в зрительный зал, мы оказались в вагоне метро, так что каждый из зрителей являлся действующим лицом представления, а потому процесс просмотра стал ещё более увлекательным. Ведь внешняя форма, погружающая в атмосферу действия, только помогала еще острее воспринимать спектакль.

Но и сам сюжет дорогого стоил. "Летучий Голландец" по пьесе американского драматурга Лерой Джонса - это история о нас самих, о нашем внутреннем мире, об отношениях мужчины и женщины от сотворения Адама и до наших дней. О масках, которые люди поспешно напяливают на себя, скрывая свои истинные желания и чувства. И о том, что в определённые моменты жизни, они вынуждены сбрасывать их. И тогда, может случиться все, что угодно…

Итак… Он - чернокожий, Она - еврейка. Последствия встречи самые роковые… Именно их общение заставляет нас, зрителей задуматься над своей жизнью. Лично я, после посещения спектакля, ещё долго не могла привести в порядок свои мысли и чувства, чтобы осознать увиденное. Но от Геннадия Крестьянкина - постановщика спектакля, человека творческого и неординарного, другого и ожидать было невозможно.

*      *      *

Не успели зрители "отойти" от "Летучего Голландца", как 28 октября "РИСК" явил миру новую премьеру - спектакль "Лес - Бианки".

Хочется отметить, что несмотря на непонятное название, а может быть и благодаря этому, зрителей было довольно много. Традиционно, спектакль начинался с потрясающего оформления - чарующей мелодичной музыки и прекрасной сценографии - всё это (а также костюмы, реквизит, афиши, программки и остальную атрибутику спектакля), вот уже двадцать четыре года, создают сами студийцы.

Первое, что мы увидели - это жизнь среднестатистической супружеской пары. Казалось бы, она скучна и обыденна. Но тут у жены появляется любовник. Никто себе даже и представить не мог, что он окажется женщиной! Заинтригованы… Не удивительно. А что вы скажете на появление третьей представительницы прекрасного пола? Ещё интересней?..

О чём же этот спектакль? Я думаю, однозначно сказать нельзя. Каждый почерпнёт в нем что-то своё. По моему мнению - о любви, о ненависти, о ревности, о жалости, о слабости одних и силе других. В общем, опять о жизни. Режиссёр спектакля - Геннадий Крестьянкин сказал о спектакле следующее: "Это история о том, что может произойти, если женщина долго живёт без мужской ласки". А ещё режиссёр процитировал поговорку, как нельзя лучше демонстрирующую суть спектакля - "не буди лихо, пока оно тихо".

Хочется отметить работу актёров. Они так органично существовали на сцене, что я совершенно забыла, что это всего лишь спектакль. Сейчас, после блистательной премьеры, даже трудно поверить, что до финиша добрались не все, и во время подготовки спектакля, некоторые актеры сошли с дистанции, не справились с трудными ролями. А ведь этот не простой спектакль, также как и "Летучий Голландец", явился дипломной работой выпускников актерского курса школы драматического искусства Театра-студии "РИСК".

Самыми стойкими оказались - Ирина Ильичева и Анна Журавлева (в роли Марисы), Алексей Кузнецов (Юджин), Светлана Ксенофонтова (Тэсс), Анастасия Адамова и Светлана Егорова (в роли Урсулы). Для Ильичевой, Ксенофонтовой и Егоровой этот спектакль - дебют на сцене РИСКа. По мнению, режиссёра, они прекрасно справились со своей задачей. Кроме того, для Светланы Ксенофонтовой - это целых три события. Первый в жизни выход на сцену и премьера совпали с днём рождения. Зрители были просто восхищены игрой этой начинающей актрисы. Я спросила у Светы: "Как тебе удалось так гармонично вжиться в роль?" На что она ответила: "Нас учили - чтобы быть достоверным, надо играть спектакль прежде всего для партнеров по сцене, не упуская из внимания зрителя. Мне было легко и комфортно с моими партнерами. Но в какой-то момент я почувствовала, что зал начинает расслабляться, я упускаю внимание. Поняла - надо собраться и играть!" И это говорит девушка, которая впервые вышла на сцену! Её мужеству и мастерству остаётся только позавидовать.

Кстати, Светлана Ксенофонтова не только подающая надежды актриса, но и начинающая поэтесса. Дело в том, что Геннадий Олегович, работая над этим, по сути дела, учебным проектом, дал каждому актеру задание написать свое ощущение событий происходящих в этом кровавом триллере, причем написать в виде эротической поэмы об оружии. Ведь убийство и секс так близки по эмоциям и ощущениям. Лучшие строки должны были войти в спектакль. Вот что написала Светлана:

Твой тонкий острый профиль
Точёная фигура…
Ты словно Мефистофель!
По венам партитура

Ударов пульса. Взгляд
К тебе стремится, сердце
Терзает страсти яд,
Открыта бездны дверца.

Касание на вдох
И дрожь бежит по телу
Мой искуситель, Бог,
Пируй свою победу!

Я предана тебе
До боли, беззаветно.
Лишь миг и ты во мне,
И мир взорвётся. Светло,

Свободно, горячо
К груди твоё касанье
И я горю свечой.
Ты телу содроганья.

Подаришь светлый миг.
Твой твёрдый ствол как древко
Копья, а голос крик,
Твой поцелуй как метка…

И ты сейчас со мной,
В моих руках сгораешь,
Ты - сталь, ты только мой,
Касание - стреляешь!

Взвести курок - щелчок
И мыслями к кометам.
Окончен навсегда
Мой танец с пистолетом…

Как только вы перешагнули порог театра-студии "РИСК", вы попадаете в совершенно иной мир. Мир, где правит ее величество Мельпомена. Вы находитесь полностью во власти Сюжета, Актёров и, конечно Режиссёра. Вы позволяете себе обмануться, побывав в некой, несуществующей "виртуальной реальности". Вы живете и страдаете вместе с героями, учитесь на их ошибках - живете. И чем ярче или трагичнее их жизнь, тем больше ваш жизненный опыт.

Спектакль окончен. Вы уходите. Но вы уже не тот, кем были до прихода сюда. Вы многому научились, очистились через страдания героев. Вы возвращаетесь в вашу обыденность уже обновленным. Может быть вы увидели себя в ком-то из героев. Тогда посмотрите на себя со стороны. И может быть проблемы, которые казались "концом света", уже не будут такими ужасными. Всё решаемо. Кстати, тишина, которая царит в театре, во время спектаклей, говорит о том, что актёры прекрасно справляются со своей задачей - вовлечением зрителей в мир иллюзий.

Казалось бы, почему не посмотреть телевизор, не пережить трагедию или драму вместе с героями телесериалов. Все не так просто. Есть одно огромное различие между театром и телевидением, это - живое общение. А ещё - обязательное наличие нас, зрителей. Научно доказано, что актёр - это профессия энергетическая. Во время игры, актёры отдают часть своей энергии, и получают ответную - из зала. Они чувствуют реакцию зрителей. Всё открыто. Ничего не утаить. Может быть в этом кроется секрет столь долгой жизни и истории Театра (в частности театра-студии "РИСК"). И это не смотря на то, что мы живем в век развития телевидения и информационных технологий.

Я думаю, что "Летучий Голландец" и "Лес - Бианки" - это, как раз те спектакли, которые помогут зрителям очистить свою душу, задуматься над своей жизнью. А ведь это так необходимо в наше нелёгкое время… Вы еще не смотрели спектаклей? Что ж, у вас все впереди… Возможно, вы измените свою жизнь к лучшему…

Пользуясь случаем хочу поздравить театр-студию "РИСК", режиссёра Геннадия Крестьянкина, а также всех актёров с открытием 25-го театрального сезона. Хочу пожелать долгой жизни, полной вдохновения, новых идей, талантливых людей и благодарных зрителей.

Ксения МОТОРИНА,
Газета "Тула", No71 (691),
3 декабря 2004г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]