Полет Маргариты

"Судьба играет человеком" - кто не слышал этих слов. Они, пожалуй, стали уже затертым трафаретом. И, тем не менее, рассказывая о героине моего повествования трудно найти слова, которые более точно определили бы вехи на ее пути.

Наташа Юшина пришла в театр-студию "РИСК", полная восторженных мечтаний. Ещё бы - молодость, красота, незаурядные актерские данные, огромное желание - чего же еще не хватает, чтобы восхищать и покорять зрителей. Да и спектакли были как на подбор - в каждом находилась роль, словно специально написанная для нее.

Но шло время, а роли эти доставались кому угодно, только не ей. Это - пытающаяся вырваться из порочной жизни проститутка Леотта в "Рок-н-ролле на рассвете"; беззаветная однолюбка Дигби в "Десяти минутах надежды"; жертвующая ради власти самым дорогим - своим сыном, госпожа Кримстон в "Обреченных"; униженная жизнью и берущая жестокий реванш Нина в спектакле "Убьем мужчину?".

Все эти образы бодро прошли мимо Наташи. А играла она либо эпизоды, либо проходные роли. Мудрено ли в такой ситуации было сломаться, плюнуть на все и уйти из театра? Для любого другого человека - да, но не для Наташи. Стиснув зубы, она играла чуть ли не "кушать подано" и ждала своего часа.

И Фортуна пошла ей навстречу. В конце очередного театрального сезона главный режиссер театра Геннадий Крестьянкин предложил своим ученикам устроить показ самостоятельных работ. "Сейчас или никогда!", - решила Наташа и подготовила к показу ни более ни менее как полет Маргариты из бессмертного романа Булгакова.

При всем уважении к таланту Наташи мы, ее друзья, шли на просмотр с внутренним содроганием - справится ли, вытянет ли? Но вот погас свет, на сцену вышла Наташа и…

Мне довелось видеть немало сценических версий великого романа - и знаменитый спектакль театра на Таганке, и не менее известную постановку Саратовского драмтеатра, и киноверсии, и телеверсии. Но ничто из увиденного не потрясло меня так, как эта любительская (не по уровню, разумеется, а по статусу) работа обычной тульской девчонки. На сцене царила ведьма, лучше которой не мог бы выдумать и сам Булгаков. Уставшая, измученная жизнью женщина словно по взмаху волшебной палочки превращалась в беспощадную фурию, готовую уничтожить обидчиков ее возлюбленного. И контрастом к этой картине всеобщего разрушения - разговор Маргариты с напуганным малышом. Невозможно было отделаться от мысли, что перед нами действительно двое - разъяренная ведьма, старательно смягчающая осипший голос, и маленький человечек, испытавший нервный шок и постепенно приходящий в себя. Когда Наташа закончила, в зале несколько секунд стояла гробовая тишина. И не потому, что хлопать не хотелось, а потому, что зрители не могли прийти в себя от увиденного. Это был действительно полет, полет в поднебесье актерского мастерства.

К сожалению, Маргарита осталась единственной по-настоящему яркой работой Наташи. Еще немного поиграла она слабенькие роли, а потом вышла замуж, родила, и ей стало уже не до театра. И все же свой взлет, а вернее, полет у нее был, а это главное. Поэтому, если у кого-то не сразу всё получается - не надо огорчаться, верьте: удача вас не минует.

Сергей Кузьмищев,


[Вернуться к прессе]   [На страницу репертуара]