"РИСК" рискует и выигрывает...

НЕЛЕГКОЕ дело - ставить комедию! Конечно, нет более любимого жанра у зрителя, и зал на комедийных спектаклях, как правило, полон. Но для постановщика и исполнителей работать над комедией - ходить по острию ножа. Малейший перебор - и юмор и веселье превращаются в пошлость. Недотянуть и того хуже - зрителя охватывает скука.

В театре студии "РИСК" очередная премьера - спектакль "Коммуналка". Спектакль представляет собой коллаж из произведений Михаила Зощенко. Автор инсценировки - Геннадий Крестьянкин показал пример на редкость бережного отношения к автору. Почти все рассказы сохранены в оригинале, лишь в одном месте вставлен фрагмент из "Клопа" В. Маяковского, но сделано это так искусно, что отличить язык одного автора от другого практически невозможно. Кроме того, театр имел полное право на эту сцену из "Клопа". Ведь это цитата из одного из первых спектаклей "РИСКа". И постоянным зрителям это любопытного коллектива было приятно вспомнить постановку десятилетней давности.

А в "РИСКе" так всегда. Ничто не происходит случайно. Весь репертуар за эти 12 лет - как единое полотно с любовью сотканное, ниточка к ниточке, трудолюбивыми руками. И один спектакль как бы вытекает из другого, и продолжает начатый недавно разговор. Знакомясь с новым автором, мы каждый раз, как бы входим в новое пространство, осваиваем иную территорию, но проводниками на этом безумно интересном пути являются все те же добрые собеседники - актеры театра-студии. Их принцип - каждого нового автора открывать своим ключиком. Чтобы не было взлома, не было насилия. Полное понимание автора, растворение в нем - только так рождается импровизация. А импровизации в спектаклях "РИСКа", хорошей, доброй, умной всегда есть место. Поэтому и любят эти спектакли зрители, и ходят на них не по одному разу. Но вернемся в нашу "Коммуналку".

Интересно постановочное решение спектакля. Отказавшись от громоздких декораций, Крестьянкин ограничился лишь тремя серыми ширмами. Ширмы, благодаря виртуозной работе светооператоров А. Пулина и А. Шехватова и звукооператоров А. Крылова и Ю. Обозова, превращали сценическое пространство то в коммунальную квартиру, то в фешенебельный ресторан, то в гостиницу, то в театр, то просто в улицу. Причем, у зрителя не возникало сомнения в достоверности происходящего.

Кстати, успешно решили студийцы и проблему исполнения одним актером нескольких ролей. Образы, создаваемые Игорем Берзоном, Дмитрием Чирковым, Дмитрием Смирновым, Анной Вороновой, Лилией Курсиковой, настолько разноплановы и интересны, что не замечаешь что такой "густонаселенный" спектакль (более 80-ти персонажей) играется всего десятью актерами. И еще как играется! В зале просто стон стоит от гомерического хохота. Желаете в этом убедиться? Приходите в уютный зал Тульского молодежного театра-студии "РИСК"... если конечно, сможете достать лишний билетик... Мне лично повезло.

Сергей Кузьмищев,
Газета "Тула вечерняя"
No 145, 6 марта 1992 г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]