Запоздалая рецензия

Так получилось, что в своё время, в 90-е годы прошлого века, (как звучит!) этот замечательный спектакль игрался довольно часто. И собирал аншлаги. И не мудрено. Зал на 50 человек не мог вместить всех желающих. Но никто из многочисленных поклонников или противников этого непростого спектакля, так и не разродился какой-либо рецензией. Тем не менее, высказано было множество мнений. Разгоралось огромное количество споров. Но все это в курилках, в приватных беседах. На страницы газет и журналов так и не выплеснулось ни строчки.

Что же это за спектакль такой, о котором молчали одиннадцать долгих лет. Пора приоткрыть завесу тайны и подробно познакомить зрителя с двумя моно спектаклями "Алёнушка" (Автор и исполнитель - Эльвира Благодарова) и "Цинковые мальчики" (Автор и исполнитель - Вадим Себякин), которые по счастливому стечению обстоятельств соединились в театре-студии "РИСК" в спектакль "Большие игрушки".

Недавно, в рамках знакомства нашей талантливой театральной молодежи с творческим наследием театра-студии "РИСК", состоялся просмотр видео-версии спектакля "Большие игрушки". Вот мнения молодых актеров, присутствовавших на этом просмотре:

Нестерович Алена - Алёна Нестерович: Очень сильное впечатление осталось от монолога "О том, как мы резали бычка", которым начинается спектакль "Цинковые мальчики". Очень близко приняла к сердцу. До сих пор вижу глаза бычка, которого собираются забивать... Большие, наполненные слезами глаза…

      У меня сразу возникает параллель с детским воспоминанием… В нашей школе был музей, посвященный блокаде Ленинграда. И женщина, проводившая экскурсию, рассказывала о том, как, для того чтобы выжить в блокадном городе, ей пришлось убить свою большую, любимую собаку, которая была практически членом семьи. У самой рука не поднялась. Тогда она отвела собаку к мяснику и решила вернуться за мясом через некоторое время. Когда она, уходя, обернулась, на неё смотрели большие грустные, всё понимающие глаза…

Монолог про бычка маленький, но цепляет он очень сильно и, как эпиграф, определяет направление всего действия. Весь спектакль меня преследовали глаза этого бычка. Становится жутко и очень жалко и бычка, и себя, и всех ребят, которых отправили в Афганистан на бойню... На верную смерть...

Меня очень поразила энергетика всего спектакля. Сыгранный на контрастах, он показался мне очень ярким, заряжающим своей энергией зрителя. Это ощущение передалось несмотря даже на то, что мы смотрели спектакль не вживую, а с экрана телевизора.

Лякишев Алексей- Алексей Лякишев: Меня очень зацепило и погрузило в атмосферу происходящего то, как начинается первая часть спектакля - "Аленушка". Полная темнота... вдруг, сухой треск спички... медленно разгорается свеча, сразу приковывая внимание к главному объекту... девушка произносит заклинание, колдует над пламенем.

Свеча в этом эпизоде - символ одиночества. Душа главной героини одиноко и неприкаянно мечется в темноте и пустоте. И подобно мотыльку прилетает к огню свечи каждый год в один и тот же день. Как когда-то сама Аленушка ожидала парня, который желая доказать ей, что он не тряпка, ушел добровольцем в Афган.

Во втором монологе, в отличие от первого, мы видим непосредственного участника боевых действий. Важное значение для спектакля имеет эпизод со зрителем. Когда актер от лица главного героя Пашки начинает непосредственное общение со зрительным залом и приглашает одну из девушек на танцы, а затем к себе в гости. Здесь актер показывает, что Пашка как бы свой человек, т.е. он доступен, досягаем, и люди могут с легкостью понять его. На самом деле это не так. Внутренняя жизнь Павла Антонова так сложна и противоречива, что нам долго еще предстоит разбираться в коллизиях его отношений с самим собой.

Спектакль играется одним актером, но действующих лиц перед нами проходит великое множество. В одном эпизоде актер играет офицера, который издевается над подчиненными. Все грубые насмешки отложились в сознании простого солдата и страшные воспоминания не оставляют его. Постепенно мы понимаем, что он сходит с ума и весь монолог это попытка выговориться перед самоубийством, решение о котором принято уже давно.

Очень важным элементом оформления спектакля является окно, в котором изображены луна и звезды. Для человека, который сходит с ума уже не важно, что на дворе, ночь или день. Но мы понимаем, что все это происходит ночью, когда чувство одиночества предельно обостряется и решение о самоубийстве уже не отступает. Если днем еще можно затеряться в толпе и отвлечься, то ночью ты остаешься наедине с самим собой, и нет тебе спасения…

Бирюлина Яна- Яна Бирюлина: Мне самой очень нравится работать над монологами. И я с удовольствием смотрю спектакли-монологи в театре. Поэтому я серьезно и с интересом отнеслась к этому спектаклю, приготовившись к очередному удовольствию. Но, первая часть пролетела просто мимо меня. Никакого ощущения не оставила, никакого эффекта не произвела. Может быть, я что-то не поняла, может, актриса Эльвира Благодарова не смогла донести до меня что-то важное, что побудило ее выйти на сцену и обратиться к нам, зрителям. По сюжету вроде бы все понятно, но, что-то не цепляет, не будоражит сердце и душу.

Когда я смотрю фильмы или спектакли, для меня очень важно какие ощущения, мысли и эмоции останутся во мне на следующий день или дня через два-три. Я начинаю о чем-то размышлять, что-то додумывать, к чему-то примеряться: "А как бы это сыграла я?". Ну, это, наверное, чисто актерское. Думаю у многих такие же ощущения после просмотра хорошего спектакля.

Так вот "Аленушку" на следующий день я даже и не вспомнила. А по поводу "Цинковых мальчиков" на меня нахлынула целая буря эмоций и переживаний. Причем эмоции у меня просто зашкаливали... Но не тогда когда он кричал, бился в истерике, а когда были тихие, казалось бы, спокойные, но очень точно психологически сыгранные эпизоды. Например, когда он пригласил девушку из зала на романтическое свидание. Я вдруг вижу, что буквально на моих глазах человек сходит с ума.

Я понимала, чтО этот человек чувствует, что он все еще там, в Афгане, живет теми мыслями и теми реакциями. И я вдруг на себе почувствовала, как там страшно, и как бессмысленна эта война, на которой кучка политиканов не во имя Родины или великой идеи, а просто ради своих корыстных интересов убивает и сводит с ума вот таких молодых ребят.

Когда он вдруг пригласил девушку, в нем на самом деле проснулись ощущения, что он мужчина, ему пофлиртовать хочется. Я это почувствовала. Мне просто плакать хотелось. В отличие от первого спектакля-монолога, второй действительно пробирал до самой глубины души. Вадиму Себякину хватило и эмоций и тонкого психологизма, для того чтобы донести до меня его идею. Я очень потрясена этой работой… очень… (задумалась).

Ильичева Ирина- Ирина Ильичева: Мне показалось, что сверхзадача первого монолога "Аленушка" донести до зрителя мысль, что за все надо платить. Главная героиня амбициозно преследовала какие-то свои личные цели и из-за нее погиб молодой человек Андрей. Вся последующая вереница событий - это ее расплата за свои капризы.

      Очень часто я ловила себя на мысли, что я вижу стол, кулисы, вешалку, вместо того чтобы видеть комнату главной героини, погружаться в ее историю, сопереживать ей. Это происходит, видимо, от того, что некоторые эпизоды были сыграны приблизительно, торопливо, не до конца прочувствованно. И иллюзия правды, которая вот-вот начинает возникать, вдруг разрушается, и мы продолжаем холодно воспринимать действие умом, а не душой.

Но наряду с этим были просто потрясающие моменты. Например, танец с пиджаком, во время которого возникает полная иллюзия того, что Алена танцует и обнимается с реальным партнером. Или эпизод с поисками Сергея по огромной карте страны. То есть, как только на сцене возникает ее величество Игра, актрисе самой легче существовать в предлагаемых обстоятельствах. В целом моно спектакль "Аленушка" придуман и выстроен очень хорошо и интересно. Осталось актрисе вжиться в образ и органично донести его до зрителя.

"Цинковые мальчики" воспринимались мной совершенно иначе. Во-первых, наверное, потому, что тема Афганской войны мне известна не понаслышке. Мою семью она затронула очень серьезно. И поэтому, когда люди говорят об этом, я еще сильней переживаю. История Пашки Антонова просто зацепила за душу. Особенно пробивает то, что ужасы войны показываются на фоне мирного существования, его довоенной жизни. Что он был такой же парень, как и все. И теперь вернулся назад мертвым заживо. И поэтому, я согласна с Яной в том, что вроде бы обычная бытовая сцена с приглашением девушки на танец, воспринималась пронзительно и остро.

Во-вторых, очень помогал актеру такой партнер, как манекен, который на протяжении всего спектакля исполнял самые различные роли. И отношение актера к различным персонажам менялось в зависимости от того, какую роль в данном случае играет манекен. Очень хорошая актерская работа. Вот здесь я уже не отключалась от действия и вместе с Пашкой и его сослуживцами была там... И ничего мне не мешало. Только после того как закончился спектакль, я смогла отключиться и вернуться в реальность…

Яценко Яна- Яна Яценко: Прежде хочу поделиться своими ощущениями по поводу свечи в начале первой части. Алексей решил, что это символ одиночества и безысходности. Мне же показалось, что это наоборот, символ надежды. Огонёк в темноте вечности, к которому хочется тянуться. Рядом с которым мрак и холод пустоты постепенно отступают.

Теперь о самом спектакле. Две новеллы об одной беде - Афганской войне, две стороны одной трагедии. Сколько солдат не вернулось домой к близким людям, а тем, кто вернулся, было трудно жить по-прежнему.

"Аленушка". Как и название, сам спектакль внешне лиричен, хоть и рассказывается в нем о войне и смерти. Очень интересное и интригующее начало. Видно, что героиня запуталась в своих чувствах. В ней борются Гордость и Любовь. Она - то мягкая и милая Аленушка, то жесткая и сильная Алена. Актриса достаточно удачно смогла показать эту внутреннюю борьбу героини с самой собой. Но, к сожалению, в середине спектакля чувства и переживания как-то сами собой отошли. Началось простое описание жизни главной героини… Середину помню плохо, т.к. устала за неделю, а размеренное повествование актрисы убаюкивало…

"Цинковые мальчики". Тяжелый спектакль. Начиная с эпиграфа о бычке и до финального выстрела. Хотя порой было трудно воспринимать из-за проблем со звуком, он намного мощнее "Аленушки". Исполнителю, на мой взгляд, удалось очень хорошо передать внутреннюю ломку воина-афганца. Такой достаточно специфический и разнообразный реквизит, как маска, барабан, манекен, пистолет, табурет с бесчисленными бутылками, какая-то раковина, очень органично вписались в историю жизни, хотя каждый из предметов никакого отношения друг к другу не имеет.

Мне очень понравился прием с использованием маски. Человек одевает эту маску и полностью меняется. Это для меня один из самых сильных моментов спектакля. Этот и еще момент, когда Пашка избивает манекен. Этот манекен своей безжизненностью, беззащитностью помог передать душевную травму героя, внутреннюю опустошенность. Боязнь всего, а в первую очередь самого себя, очень хорошо передана актером Вадимом Себякиным. Я ловлю себя на мысли, что хотя актер на сцене был один, была полная иллюзия, что их там много. Также было ощущение, что манекен живой. И я, сидя в зале, хотела сжаться посильнее, чтобы не так больно было в сцене избиения. На мой взгляд, атмосфера даже в записи (ведь в записи театральных постановок всегда очень многое теряется), очень сильная очень хорошо передана. От Пашкиных криков мне хотелось самой лезть на стену, кричать и разбить телевизор… только бы это прекратилось… Финальный выстрел - это логичная точка мощное завершение всех его ночных кошмаров.

"Большие игрушки" потрясают своей трагичностью, внутренними переживаниями. Было бы очень интересно посмотреть этот спектакль вживую… но в записи я его больше смотреть не буду…

Карпова Екатерина- Екатерина Карпова: Кажется, никогда еще не писала рецензии, тем более на просмотренный спектакль. Ну, будь, что будет…

       "Большие игрушки" - спектакль из двух частей-монологов. Глупо сваливать все на возраст, когда ты уже не ребенок, но смысла спектакля я не уловила. Я не поняла его, возможно потому, что он не понравился мне. Он не понравился мне, возможно потому, что он слишком серьезен. Я думаю, что почти все в жизни зависит от настроя, а, судя по названию, я представляла далеко не то, что потом увидела. Я ждала чего-то веселого, какой-то молодежной комедии, чего-то, что может позволить расслабиться. Но расслабляться - это не для театра. Я не ждала войны, влекущей за собой смерти близких… Не ожидала столкнуться с сильнейшими переживаниями людей…

Оба героя, поведавшие свои истории, показались сумасшедшими, хотя не все могут вынести тяжелые душевные травмы. Правда, если первую рассказчицу - Аленушку было жалко, за нее я переживала, ей хотелось сочувствовать. Второй герой предстал перед нами как больной человек. Его я уже боялась… Было страшно от его монологов, исполненных чувства боли и гнева одновременно, а с другой стороны слышалась какая-то истерическая апатия, когда настолько плохо, что все становится безразличным до смеха.

"Цинковые мальчики" - это про него, в том смысле, что он должен стать настолько непробиваем и терпим к боли или про тех, кто возвращался домой в цинковых гробах?.. А может это одно и то же?..

Что же касается игры актеров и самого спектакля… Очень здорово, что было музыкальное сопровождение в первой части. Джо Дассен, по-моему, превосходно подходил под настроение героини и самого спектакля. Во второй части герой сам играл на гитаре и пел тоже сам. Приятный голос у актера. Поморщиться мне не хотелось… А еще он очень классно перевоплощался… Кстати, особо хочется отметить очень понравившийся мне эпизод танца Аленушки с воображаемым Сереженькой, т.е. с его рукой в пиджаке.

"Большие игрушки". Почему большие игрушки? Над названием я еще думаю. Быть может все не так запутанно, как хочется видеть, просто у взрослых они другие - большие?..

Подданик Ольга- Ольга Подданик: Когда я начинала смотреть спектакль, особого энтузиазма и интереса у меня не было. Но чем дольше шел спектакль, тем больше я входила в предлагаемые обстоятельства и тем больше погружалась в его атмосферу. К середине второй части, меня так захватила игра актера, что я ловила себя на мысли: "А может он на самом деле сходит с ума?" Не персонаж спектакля - Пашка, а актер театра-студии "РИСК" Вадим Себякин. Спектакль идет на малой сцене, в непосредственной близости от зрителей. И меня спасало только то, что мы смотрели видеозапись по телевизору. Если бы я сидела в том маленьком зале во время спектакля, я, наверное, сама начала бы сходить с ума…

Для меня очень важна была шумовая атмосфера спектакля: Шорох бумаги в полной тишине, прерывистое дыхание героя, хруст таблеток, вынимаемых из упаковки, крики во сне и многое другое, довершало общую атмосферу ужаса, окружающего молодого человека, вернувшегося с войны и завидующего тем, кто остался лежать в холодильнике, завернутыми в целлофан, как большие игрушки…

Петровичев Антон- Антон Петровичев: Это на самом деле штука сильная. Все где затрагивается тема человеческой души, человеческого одиночества не может не волновать, не заставить сопереживать. По моему мнению, финал спектакля был предсказуем… К этому все и шло… А если бы, к примеру, Пашка не застрелился, а нашел силы жить дальше… Это давало бы надежду. А то получилось, что один монолог пессимистический, и второй особого оптимизма не вселяет…

       При всем при том, задачу свою актеры выполнили. До людей, как я слышу по высказываниям, дошло все, что они хотели рассказать, донести, зацепить чем-то. Не смотря на то, что мы все это смотрели по телевизору, нас не оставили равнодушными ни одна ни вторая история…

Каждый человек в определенные периоды жизни бывает одинок, каждому бывает тяжело. Но когда зрители выходят из зала в подавленном состоянии, без тени надежды… Не знаю… все-таки, финала мне хотелось бы более оптимистического. Людям свойственно надеяться, даже когда исчерпаны все варианты и доводы… Иначе, как же жить дальше?..

Кузнецов Иван - Иван Кузнецов: Очень эмоциональны оба спектакля... Но мне кажется, что на зрительском восприятии первого моноспектакля отрицательно сказывается не очень богатое разнообразие выразительных приемов актерской игры… Поэтому многие отмечают его, как менее удачный. Исполнительница (Эльвира Благодарова) придумала и выстроила спектакль очень интересно. Неординарная история есть. Событий много. Эмоции иногда плещут через край. Но очень много однообразия, торопливости, приблизительности, и... как бы актриса не старалась, возникает монотон.

       Во втором спектакле-монологе, и гитара, и общение с публикой, и использование манекена, как партнера. Исполнитель более изобретателен, и зрителю есть что смотреть. Меня потряс актер (Вадим Себякин). Как он может перевоплощаться!.. Когда про бычка рассказывал, он был спокоен, обыден, несколько ироничен. И поэтому жуткие вещи, рассказанные спокойным голосом, пробирали до глубины души. Затем появляется Клоун, веселящийся до истерики, так, что мурашки по коже. А потом перед нами вдруг открывается Пашка, опустошенный и растоптанный, потерявший себя и свою веру в идеалы. И это самое интересное... как персонаж ломается на глазах у зрителя... Атмосфера возникает потрясающая… Гнетущая какая-то, психоделическая… Это, наверное, и есть настоящий театр…

Подготовка материала -
Геннадий Крестьянкин,
16 января 2006г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]