Сколько людей, столько мнений

В этом году театр-студия "РИСК" провёл новый набор в труппу. Коллектив пополнился молодыми студийцами. Им предстоит не только участие в спектаклях репертуара, но и серьёзная актёрская учёба. И учёба началась с первых шагов. Одним из главных актёрских качеств является внимание. Важно уметь не только смотреть и слушать, но видеть и слышать, а так же тонко сопереживать происходящему на их глазах.

     Первым спектаклем, который увидели молодые студийцы, придя в театр, был спектакль "Глаза голубой собаки". Мы попросили описать то, что они увидели, услышали и почувствовали своей душой. Вот их рассказ:

- Александра Шевцова: Капли воды… Полутьма… Лампа… Круг… Секта?.. Нет!.. Сон!.. Девушки, заглядывающие тебе в душу… Юноши, целующие твои руки… История двух людей, ищущих встречи - всё это создаёт незабываемую атмосферу и заставляет задуматься о многом.

     Не успеваешь насладиться действием. Всё происходит очень быстро. Поэтому стараешься поймать каждый момент, услышать каждый звук…

     Аптека… Корова… Женщина, сидевшая в кафе… Яркие, запоминающиеся пятна на тонком полотне романтики. Слушаешь, наблюдаешь и начинаешь существовать вместе с персонажем, сопереживать ему.

     Посмеиваясь, начинаешь примерять на себя образ той самой некрасивой женщины… Ждёшь продолжения, но… гаснет свет. Снова только лампа… Снова - всего лишь сон…

- Вадим Алексеев: Спектакль ещё не начался, а зритель уже пытается ответить для себя на вопрос: "Почему именно глаза, и не самой обычной, а именно голубой собаки?" Актёры ещё не появились, а зрители уже удивлены. Привычной сцены нет. Есть лишь небольшое пространство, окружённое креслами. И старая керосиновая лампа, качающаяся на цепи…

     Но вот выходят актёры, и действие начинается. Есть лишь Он и Она… Мы не знаем кто они… Они почти ничего не знают друг о друге… и они совершенно не помнят своего прошлого…

     Здесь, в узком пространстве, освещённом неверным светом старой лампы, они могут встречаться в своих снах, отделённые друг от друга километрами расстояний. Назавтра они будут искать друг друга в том, другом, реальном мире. И не смогут найти…

     Они кажутся полными противоположностями, и, тем не менее, они близки.

     Периодически главные герои уходят в тень, уступая место поэзии. Или быть может в тень уходят сами герои, а на сцене появляются их мысли? Каждый Сон ответит на вопрос…

     Спектакль заканчивается многоточием… На вопросы, заданные Автором нет единого ответа… Лишь полумрак и старая керосиновая лампа на столе…

- Дмитрий Курочкин: Спектакль "Глаза голубой собаки" мне не понравился. Но очень интересно придумано место действия. Непосредственное общение со зрителем. Это подкупает. А сам спектакль очень быстрый, резкий. Много тонких фраз, которые за две-три секунды не поймёшь, а действие не задерживается на них, и уже убегает от внимания…

     Может быть, если посмотреть спектакль раза два-три, или почитать сценарий, разобраться, то "Глаза голубой собаки" для меня не будут столь отталкивающими.

- Ангелина Чуканова: Спектакль "Глаза голубой собаки" затронул меня до глубины души. Актёрская игра завораживает. За героями наблюдаешь с замиранием сердца. Иногда казалось, что боль героини передаётся тебе самой. Ведь это большая актёрская удача, когда зритель сопереживает вместе с тобой и на глазах у него появляются слёзы…

- Михаил Рыжов: Я никогда не думал, что за один час можно испытать такую гамму чувств. Здесь и жалость, и отчаяние, и ужас, и безумная, всё сжигающая, любовь. Впервые я был настолько потрясён.

      Входишь в зал и сразу удивляешься, что за конструкция стоит посередине, на том месте, где должны располагаться зрительские места? Ещё больше удивления добавляет то, что это оказывается сцена… Занимая своё место в этом необычном зале, ты сразу погружаешься в атмосферу будущего спектакля - мистическую, не поддающуюся осмыслению.

      Ты не сразу понимаешь, что попал в чей-то сон. Но когда осознаёшь это, мурашки начинают бегать по коже. Через весь спектакль протянута красной нитью фраза: "Глаза голубой собаки" - пароль, по которому двое людей должны найти друг друга. Во сне они не могут вспомнить, где живут в реальной жизни, но, просыпаясь, каждый день ждут этой встречи.

      Как бы спускаясь с потолка, буквально в воздухе парит, легко раскачиваясь, керосиновая лампа, словно некая линия, разделяющая двух героев.

      Ещё четыре актёра читают стихи о снах и сновидениях. Это так захватывает, что ты, затаив дыхание, не в состоянии проронить ни слова. Конечно, не обходилось без досадных промахов. Одна актриса говорила так тихо, что приходилось напрягать слух. А дугой актёр однажды забыл текст, и это стало заметно зрителям. Кто-то порой глотал окончание фразы, и зрителю опять же приходилось напрягаться. Но игра актёров так поражала и очаровывала, что их мелкие промахи тут же прощались.

      Финал спектакля просто потрясает. Герои бросаются в объятия друг друга и сгорают в порыве страсти. Начинаешь понимать, что чувствует мотылёк, летящий к пламени свечи. Хоть и больно, но исполнилось его самое заветное желание…

      Покидая зал после спектакля, ты эмоционально выжжен изнутри. В твоей голове роятся разные мысли. Всю ночь сидишь и думаешь: "Что за страшная штука Любовь? И как можно жить, если тебе невозможно прикоснуться к любимому человеку?"

- Любовь Субботина: Сны… Сны… Сны… Звук падающих капель и голоса актёров - всё это наводит на меня какую-то странную истому, даже дурман, погружает в атмосферу, нет не спектакля, но сна… сна для двоих…

      Она. Появляется, и время будто замирает, когда слушаешь это нежное признание в любви. Оно конечно не смелое (актриса волнуется, и это даёт о себе знать), но преисполнено внутреннего "люблю, ты самый нежный…"

      Он. Безусловно, даёт понять, что она ему не безразлична, но… увы, именно только даёт понять. Я не почувствовала той энергетики, которая присутствует, когда люди испытывают друг к другу истинные чувства. И ещё, наверное, следует добавить, что желание прикоснуться к ней, было лишь обозначено, но не прочувствовано до конца. А жаль…

      Сны. Все они прекрасно справились со своей задачей. Погрузили зрителей в атмосферу сна и донесли свою мысль: "Приходит сон, отнюдь не по заказу, мой дерзкий друг, насмешник и судья". Но в монологах чувствуется некоторый монотон. Начальным стихам не хватает контрастности. Между Адамом и Евой чувствовалось некоторое напряжение, словно они обращаются не друг к другу, а в пустоту. Но всё же надеются услышать ответ.

      И всё же после спектакля остаётся очень приятное впечатление. Иногда хотелось заплакать. В некоторые моменты становилось смешно.

      Единственное, что я могу сказать однозначно, это то, что спектакль смотрится на одном дыхании. "Глаза голубой собаки" хочется смотреть снова и снова.

- Ирина Хрулёва: Этот спектакль я смело могу назвать самым необычным и запоминающимся из всех, которые мне доводилось видеть.

     Сделав первый шаг в полутёмный зал, освещённый лишь висящей в центре керосиновой лампой, я словно попала в новый, незнакомый и таинственный мир. Такая необычная атмосфера создавалась за счёт непривычного расположения зрительских мест, завораживающих звуков и мелодий, мягкого, и в то же время, привлекающего внимание освещения.

      И вот на сцене появились Он и Она. Игра актёров понравилась с первой же минуты действия. Им отлично удалось передать всепоглощающую нежность, понимание и в то же время страх потерять хрупкую, почти неуловимую связь героев друг с другом. Невозможно было не сопереживать главным героям, так же как и невозможно было не радоваться финалу этой истории, в котором двое влюблённых, переборов свои страхи, наконец, смогли обрести друг друга.

      Сильное впечатление произвёл на меня "Монолог Исабели, наблюдающей дождь в Макондо" в исполнении Надежды Ковалёвой. В каждой фразе чувствовался плавный, едва уловимый переход от тихой печали и предчувствия чего-то непоправимого, к отчаянию и безнадёжности.

      Тяжёлые сны и сны хорошие посещают каждого человека. И мне очень хотелось бы, чтобы даже после самого беспокойного сна, утром на душе становилось также легко и радостно, как после счастливого завершения этой истории.

- Валерия Кузнецова: Спектакль "Глаза голубой собаки" по Габриэлю Маркесу привёл меня в восторг, оставил неизгладимое впечатление. Завораживающее начало спектакля сразу же вызвало интерес, который не ослабевал до самого конца действия.

      Расположение зрителей в зале было необычно, и непривычно, но создавало хорошую, уютную камерную обстановку, позволявшую расслабиться и насладиться спектаклем.

      Само действие спектакля заинтриговало. Всегда было интересно, что же дальше будет с героями, что же произойдёт, когда они проснутся? Актёры играли очень живо и эмоционально. Проникали буквально в душу к каждому зрителю. В какой-то момент действия мне вдруг показалось, что я тоже в нём участвую. Некоторые сцены были настолько эмоциональны, что даже доводили до слёз.

      Понравилось мне всё, и по окончании спектакля осталось очень приятное впечатление.

- Анастасия Козлова: Спектакль "Глаза голубой собаки" стал первым, который мне довелось увидеть в нашем театре.

      Создание атмосферы спектакля начинается со сценической площадки, с её необычности. Зритель, сидя на своём месте, невольно оказывается участником событий, втягивается в действие, разворачивающееся буквально вокруг него. Именно эта непосредственная близость актёра к зрителю, создаёт ощущение участия в спектакле каждого присутствующего на нём.

      Но сама сценическая площадка, как бы она не завораживала и не привлекала внимание - это ещё не спектакль. И вот на сцену выходят актёры. Слаженная, уверенная игра актёров радовала на протяжении всего спектакля. Чувствовался сыгранный ансамбль. И даже если у кого-то из актёров возникали проблемы с текстом, на помощь приходили партнёры, выручая собственной импровизацией. В какие-то моменты казалось, что на сцене не шесть разных актёров, играющих каждый свою роль, а лишь двое, исполняющие роли Его и Её.

      И конечно нельзя оставить без внимания ещё одного участника этого прекрасного спектакля. Керосиновая лампа. Она кружилась в хороводе вращающихся планет, она согревала своим огоньком озябшие руки, она освещала путь героям в тёмном лабиринте снов, она была маятником, разделяющим главных героев, и соединяющим их…

- Юлия Гордюшкина: Действо спектакля "Глаза голубой собаки" можно сравнить с историей любви главных героев пьесы "Ромео и Джульетта". Они всеми силами боролись за своё право на любовь. Мужественно преодолевая трудности, защищали это чувство в глубине сердца до самой смерти.

      ОН и ОНА также столкнулись с препятствиями, и справились с ними благодаря Любви. Преградой для них является рассвет. С восходом солнца Он перестаёт помнить, что случилось во сне. А ОНА ни чего не забывает.

      Их видения ночью показывают зрителю, насколько главные герои духовно богаты и искренни. Ведь именно во сне люди имеют возможность осуществить свои мечты и желания, и лишь немногим удаётся воплотить их в жизнь.

      Наблюдая за их поведением во сне можно заметить, как они стремятся к духовному природному началу. В их действиях нет ни корысти, ни стремления лгать, ни каких-либо других отрицательных качеств. Они мечтают о Вечной Любви. Но одно случайное прикосновение может стать роковым для них. И впоследствии, они рискуют потерять свой единственный шанс видеть друг друга.

      Всё это напоминает историю Конфуция, который, прогуливаясь однажды со своими учениками, встретил женщину. Та выглядела очень подавлено. Конфуций подошёл к ней и спросил: "Что случилось?". В ответ он услышал, что несколько дней назад тигр съел её ребёнка и мужа. Конфуций поинтересовался: "Почему же они, зная об опасности, не переехали жить в другое селение?" На что женщина ответила: "Там очень несправедливые законы. И им неведома Свобода". Её родные жили пусть недолго, но очень свободно и счастливо.

      Так и наши главные герои выбрали запретное прикосновение. Предпочитая умереть во сне, переступив порог яви и сновидения.

      Финальные объятия влюблённых растрогали, мне кажется, даже самого грубого зрителя.       Неизгладимое впечатление оставляет сцена, в которой один из Снов рассказывает о жестоком, непрекращающемся дожде, уничтожившем все посевы, затопившем селение и подавившем надежду людей на будущее.

      Момент обсуждения некрасивой женщины ненароком заставил сделать вывод, что привлекательная женщина - это такая персона, которая привлекает к себе большое внимание. И не важно, красивая она или нет…

      В целом за спектакль зрители успели испытать и радость, и сострадание, и сожаление, и чувство счастья, смешанное со слезами. Проникновенная игра актёров вселила в людей желание любить и быть счастливыми.

- Алексей Борисов: Свою рецензию я хочу начать со слов извинения перед читателями этого "произведения". К сожалению, раньше мне не доводилось писать подобные вещи. А жаль, ведь тогда бы я смог выразить все свои мысли и чувства в более красивой форме.

      Теперь, когда все формальности соблюдены, хочется поговорить о самом спектакле, который недавно мне довелось увидеть в театре-студии "РИСК". "Глаза голубой собаки". Надо сказать, что я очень часто хожу с родителями в театры и смотрю различные спектакли. Все просмотренные ранее спектакли мне нравились, так же как и спектакль РИСКа.

      Должен признаться, что мне интересно наблюдать не только за тем, что происходит на сцене, но и за реакцией зрителей во время действия. И я считаю, что спектакль по настоящему удался, если зритель, проживал всё происходящее вместе с героями. А как раз это и было на спектакле РИСКа. Со мной рядом сидели Юля Гордюшкина и Никита Гладких. Я заметил, что у Юли дрожали глаза. Было такое ощущение, что она вот-вот расплачется и побежит помогать главной героине, искать того самого парня. А Никита сидел и о чём-то думал. По его взгляду было понятно, что он не просто "витает в облаках", а действительно задумался о чём-то высоком.

      После спектакля я ехал домой с неизгладимым впечатлением. Мне очень понравился сюжет, понравилась игра актёров. Придя домой, я начал делиться своими впечатлениями с родными. Я был так эмоционально заряжен, что долго не мог уснуть, и после двухчасовых размышлений подумал: А ведь может эта история - правда… Наверное я говорю глупость… Но может быть у кого-то так и происходит на самом деле… Жизнь во сне…

      Как часто то, что мы желаем видеть наяву приходит к нам только во снах… И как, порою, нам действительно хочется, чтобы сон непременно сбылся…Или же наоборот, мы не хотим, чтобы сон сбывался, и стараемся его поскорее забыть…

      Я считаю, "Глаза голубой собаки" - великолепный спектакль. Ведь если он заставил задуматься, значит, чему-то он всё-таки научил…

Подготовка материала -
Геннадий Крестьянкин,
23 сентября 2010г.


[Перейти к спектаклю]   [Другие статьи]