Любовь, как сон. Сон, как любовь.

Придя в Тульский молодежный театр-студию "РИСК", на спектакль под интригующим и манящим названием "Глаза голубой собаки" по произведениям Габрэля Гарсиа Маркеса и стихам современных поэтов, автор этих строк был приятно удивлен. Впервые со времен эпохального в истории театра спектакля "Рок-н-ролл на рассвете" и не менее важного в истории театра спектакля "Охота на Крыс", у входа толпились зрители в ожидании лишнего билетика. И пусть разгадка оказалась простой - в зал могли попасть всего пятьдесят шесть счастливчиков, важен сам факт - зритель бурным потоком хлынул в театр!

Будучи одним из вышеупомянутых счастливчиков, Ваш покорный слуга проник в зрительный зал. Проник и сразу понял, что постановщика спектакля Геннадия Крестьянкина не покинули тяга к экспериментам и интерес к философским раздумьям. Эксперимент был в том, что зрительские места были выстроены кругом, а актеры играли внутри этого круга, как на цирковой арене. Что же касается философии, то тут придется начать издалека.

Театру-студии "РИСК" и его руководителю всегда были чужды пустые безыдейные постановки. В своих лучших работах Геннадий Крестьянкин и его актеры заставляли зрителей хорошенько поработать мозгами. Не стал исключением и этот спектакль. Но вначале зрителей переносят в дивный мир снов и сновидений. Сцена, как я уже говорил, небольшой круг в центре зрительного зала. Декораций никаких, только керосиновая лампа, подвешенная к потолку. Но удивительная музыкальная подборка и прекрасная работа светооператора Александры Шевцовой помогают почувствовать себя в ином, потустороннем мире.

И вот появляются двое - ОН и ОНА. Они ищут друг друга, но не могут встретиться, так как пересекаются лишь во снах. Снясь друг другу, они общаются, признаются в любви, но не могут сблизиться, иначе сон разрушится. Стремясь направить ЕГО к себе, ОНА, завтра, проснувшись, пишет всюду слова, ставшие паролем их любви: "Глаза голубой собаки".

А пока вокруг них, в мире снов кипит бурная жизнь, и иные жители этого мира рассказывают влюбленным, как важно вовремя сблизиться. Это и сон о корове, которая погибла, не решившись сделать шаг вперёд из трясины, засосавшей её (новелла "Монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо"), совершенно некрасивая женщина из кафе, превратившаяся в одночасье в красавицу (новелла "Противоречивые мысли по поводу одной некрасивой женщины") и другие истории.

Актеры Иван Кузнецов, Пётр Сидоров, Николай Ковалев, Юлия Петрова, Ольга Золотухина, Александра Котова, воплощающие сновидения, делают все, чтобы помочь ищущим найти друг друга и встретиться. И, в конце концов, ОН и ОНА превозмогают боязнь и бросаются друг к другу. Сила их любви победила.

Так должен заканчиваться спектакль по задумке режиссера. И те, кому повезло увидеть премьерные спектакли, где главные роли исполняли Александр Косарев и Светлана Ксенофонтова, уверяют, что так тогда и было. Но, увы, автору этих строк довелось увидеть других исполнителей. И Алексей Лякишев (ОН), и особенно Яна Яценко (ОНА) очень стараются, но подняться на пик чувств и стремлений пока не могут. Поиск у них получается хорошо, а вот нахождение, пока нет.

Так, что же, неудача? Ничего подобного! Спектакль живет, а значит, все еще может измениться в лучшую сторону. И самое главное, то с чего я начал - с аншлага на спектакле. Полный зал не может не стимулировать актера. И очень бы хотелось, чтобы не только для героев спектакля, но и для кого-то, кто ищет, еще стали паролем эти слова: "Глаза голубой собаки".

Сергей Кузьмищев


Мнение зрителя

Премьера... Глаза голубой собаки... Спектакль??? Хм... Скорее, я бы сказал это - эмоциональная буря чувств, захлёстывающая тебя с самого начала и беспощадно держащая на протяжении всего действа... Страх и жалость... Радость и ненависть... Грусть и радость... Слёзы и улыбка... И улыбка сквозь слёзы... Думаю, палитра чувств столь полна, что ей можно рисовать картину жизни...

Апогеем спектакля для меня стал монолог о дождливых днях в исполнении Надежды Ковалёвой (монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо)! Возможно, это лишь субъективное мнение и заключительный монолог Яны Яценко был задуман как нечто более значимое... Но, чёрт возьми, это лишь мои чувства! А разве не для того, чтобы пробудить в людях чувства, вы играете на сцене?

Спасибо, что пробудили меня и мои чувства!

Владимир Косауров


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]