Семнадцать сезонов сплошного "РИСКа"

Тулу никак не назовешь театральным городом. Академический театр драмы, Театр юного зрителя, Театр кукол, да несколько любительских коллективов, в той или иной степени претендующих на профессионализм. Эти, последние, не избалованы вниманием прессы, и могут, подчас, вызывать скептическую улыбку записного театрала, зато обладают одним несомненным достоинством: их творчество не связано с жесткими требованиями театрального конвейера, оно допускает гораздо больший простор для самовыражения и неожиданных находок, а следовательно, в гораздо большей степени заслуживает право называться истинным творчеством.

Вообще, во всем том, что люди делают бесплатно, в свободное время, "просто так", есть какая-то особая притягательность, особая свежесть и непосредственность. И поверьте, зрители умеют это ценить, потому что у таких коллективов, как Молодежный театр-студия "РИСК", есть своя постоянная публика, своя среда. Среда, которая существует уже семнадцать лет - срок, за который обычный любительский театр должен был родиться и благополучно скончаться, по крайней мере, два раза.

За это время руководитель "РИСКа" Геннадий Крестьянкин успел превратиться из поджарого молодого энтузиаста в седобородого (хотя и достаточно молодого) мэтра, к которому обращаются по имени-отчеству. Его многочисленные ученики успели добиться впечатляющих успехов во всех сферах жизни, не исключая и театральную. Но последняя постановка режиссера - спектакль "Демонические женщины" по мотивам произведений Аркадия Аверченко и Надежды Тэффи, показала, что ни о какой театральной рутине или автоматизме, свойственном столь почтенному возрасту труппы не может быть и речи.

Спектакль состоит из множества новелл, на первый взгляд не связанных между собой единой сюжетной линией и, казалось бы, подобранных случайным образом. Но в том-то и заключается магия общения с мастером: чем дальше мы смотрим повествование, тем больше мы втягиваемся в круговорот событий и интриг, и понимаем, что все это грандиозное представление ни что иное, как один день из жизни женщины. Одной единственной, и каждой из тех, которые окружают нас повседневно. Один день с раннего утра и до поздней ночи. Автору инсценировки Геннадию Крестьянкину удалось соединить шестнадцать новелл в едином круговороте фатасмагорических событий, в которые попадает женщина, оставаясь наедине со своими мыслями, тайными желаниями и чувствами. Роль Женщины исполняют шестнадцать актрис. Это шестнадцать будоражащих кровь эпизодов, во время которых, Женщина предстает во всех своих ипостасях, во всей прелести и неприглядности, со всей беззащитностью и неприступностью, со всей холодностью и страстью.

Козырем во всей этой юмористической колоде стал рассказ Аверченко "Демоническая женщина", он-то и дал название всему спектаклю, в котором блистает целое созвездие великолепных актрис: Светлана Бурашникова, Инна Богданова, Оксана Немцова, Марина Стрекалова, Татьяна Павлова, Надежда Фирсова, Елена Михайличенко. Их партнеры тоже на высоте. Это блистательный Максим Ефимов, ироничный Андрей Слепцов, искрометный Алексей Власов и многие другие, ведь в спектакле участвует более двадцати человек.

Но вот отшумела неугомонная кутерьма... Стихло в доме... Глубокая ночь... В полумраке комнаты остался один человек... Это Аверченко... Ему не спится, в голове мелькают образы его героев, обрывки фраз... Стук в дверь... Поздняя гостья... Незнакомка... Но ведь где-то они уже встречались... Инкогнито ее остается нераскрытым, но мы-то понимаем - это Надежда Тэффи. Ей тоже не спится, ее тоже мучает бессонница. После разговоров о разных пустяках, они сидят у окна и слушают, как по улице, переговариваясь, расходятся персонажи только что прошедшего спектакля. Через пять минут по этой же улице будут расходиться зрители. А сейчас двое сидят у окна и им не одиноко, потому что сегодня вечером они встретились в Молодежном театре-студии "РИСК".

Так заканчивается этот тонкий, нежный, глубокий и удивительно пронзительный спектакль. Очередная удача театра-студии. Риск оказался оправданным.

Ольга Халимова
18 мая 1997г.


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]