Мария Гаврилина
ПОТРЯСЕНИЕ

Юлия Кузьмина
... ПОБЫВАТЬ  В  ЧЕТЫРНАДЦАТОМ  ВЕКЕ
(опыт театральной рецензии)


ПОТРЯСЕНИЕ

26 марта я пришла в Молодежный театр-студию "РИСК" на очередную премьеру - спектакль "Декамерон". Как гласила афиша "спектакль длинною в два дня". Да, шестичасовое, головокружительное непрекращающееся действие вряд ли высидит даже самый горячий поклонник театрального творчества. Видимо так решили создатели спектакля и разбили его на две равноценные части. Поэтому-то премьера и продлилась в течение двух дней. Мне посчастливилось попасть только на второй день. 25-го числа билетов было просто не достать. И вот, наконец-то, я, пройдя через три кольца охраны, и сдав одежду в гардероб, запасаюсь программкой и, устроившись поудобнее на уютном местечке, с замиранием сердца жду начала "головокружительного действия".

Перед началом спектакля на сцену поднялся режиссер-постановщик спектакля Геннадий Крестьянкин и, видимо для тех, кто давно не перечитывал Джованни Боккаччо, в двух словах прояснил ситуацию. Сразу же откуда-то потянуло холодом, сыростью и тленом. Это мы погрузились в атмосферу средневековой Европы. В зале погас свет. Зазвучала музыка, от которой по телу побежали мурашки. Зал застыл. На заднем плане красным огнем запылало распятие. По залу пошли люди в черных плащах. Их все больше, больше и вот уже весь актерский состав вышел на сцену. Четырнадцатый век. Чума. Эпидемия унесла жизни почти всех жителей этого города. Жалкая горстка чудом уцелевших, собралась в церкви, ища спасения и убежища. Невольно считаешь, сколько же их... Один... Два... Три... Одиннадцать человек. Хотя нет, человек среди них только один - священник этого храма, и на его шее десять грешников, рассказы-исповеди которых он выслушивает каждый вечер. Исповеди, как попытка очиститься от греха, уцелеть в этих страшных условиях. Это и обращение к нам, зрителям, которым еще предстоит искупать свои грехи или ответить за них в полной мере. Не случайно в прологе со сцены звучат стихи:

"... В далеком том четырнадцатом веке
Чума с востока покосила всех.
Чтоб в каждом современном человеке
Не зародился этот смертный грех!"

Меня сразила наповал игра Алексея Кузнецова. Уже во время первой новеллы-исповеди, он сумел проникнуть в души ко всем зрителям. Но вот мой взгляд приковал священник. Он поразил меня тем, что в такое время, когда в его городе осталось только 10 жителей, к выжившим он относится с уважением, хоть они и были последними грешниками в этом мире.

Все истории объединяет одна тема: Любовь во всех ее проявлениях. И эти проявления бросали нас из крайности в крайность. Если это была трагическая история, то весь зал сидел в напряжении. Если комедийная - смеялся так, что болели животы. Но больше всего меня потрясло окончание спектакля, когда в эпилоге все умирают в страшных муках и в живых остается только один священник. Он принял на себя все грехи умерших, а значит, победил Он и его вера в Бога... И до сих пор не выходят из головы последние строки, которые он скупо роняет в зрительный зал:

"... Летят года, мелькают дни, недели,
Не изменился только человек.
Как хочется, чтоб мы не проглядели
Себя, вступая в двадцать первый век!"

Мария Гаврилина
Слушательница курса "Актерское мастерство"
МОФ УДЦ "БИЗНЕС-ЛИЦЕЙ"



... ПОБЫВАТЬ  В  ЧЕТЫРНАДЦАТОМ  ВЕКЕ
(опыт театральной рецензии)

Недавно мне удалось побывать в четырнадцатом веке. Как? Да очень просто! Для этого не надо изобретать машину времени. Достаточно сходить в хороший театр. А такой театр в нашем городе есть, уверяю Вас.

Тульский молодежный театр-студия "РИСК" 25 и 26 марта сыграл премьеру, спектакль "Декамерон". Думаю, никому не надо объяснять, что эта трагикомедия поставлена по книге новелл Джованни Боккаччо. "Декамерон" - это спектакль-исповедь. Десять жителей Флоренции, пытаясь спастись от неминуемой гибели - эпидемии Чумы, уединяются в загородном поместье и исповедуются перед священником, а, в сущности, перед нами, зрителями, в своих грехах и грехах своих близких. Но, от судьбы не уйдешь, и Чума настигает их все равно. Она появляется в середине спектакля, материализованная в новелле "Зеркало" и, в вихре бешеного танца, забирает с собой грешницу Маргариту, которую гордыня обуяла сверх меры.

Один за другим уходят грешники, и нет им прощения:

"Один гордыней преисполнен выше меры
Другой готов весь мир взалкать подчас.
Тот похотью пропитан вместо веры,
А этот гнев готов излить на вас"

Чревоугодье, зависть, лень, унынье,
Грехом пропитан каждый человек.
На все века запомнится отныне
Тяжелый наш четырнадцатый век..."

О, люди, люди, серебра и злата
Не хватит оплатить долги,
Как ни суди, а тяжкая расплата
Нам выпала за смертные грехи...

Эти горькие строки звучат со сцены в прологе спектакля. К нам, обращаются люди четырнадцатого века. Обращаются с болью, мольбой, предостережением. Люди погибли остался лишь один священник. Он один из всех был безгрешен, за что судьба и даровала ему жизнь.

За время первой части спектакля успели исповедаться шесть человек. Это новеллы "Диагноз", "Завоевание", "Петушок", "Зеркало", "Портрет", "Провокация". В спектакле играют всего одиннадцать актеров, но исполняют они по несколько ролей. Наиболее яркими, на мой взгляд, были новеллы "Зеркало" и "Петушок". Это две истории противоположные по жанру. Во время одной (Петушок), публика смеялась без устали, а вот "Зеркало" привело всех в шоковое состояние. Просто потрясающа Маргарита Гагарина в роли Маргариты (Зеркало), а Алексей Широков покорил всех своим королем Филиппом II (Петушок). Вообще надо сказать, что молодые, энергичные и симпатичные актеры играли великолепно, удачно дополняя друг друга и составляя яркий актерский ансамбль. Особо хотелось бы отметить Алексея Кузнецова, который сыграл в четырех новеллах из шести. Везде он играл очень ярких и интересных по характеру людей. Причем сыграл свои роли так правдоподобно, что никто бы и не догадался о присутствии всего одного актера в четырех персонажах.

Впечатление от спектакля очень сильное. Динамичная смена настроения не дает отвлечься ни на минуту, и совершенно не замечаешь, как пролетает более двух часов действия. Режиссер спектакля Геннадий Крестьянкин уже сделал две части "Декамерона" и вскоре ожидается третья часть - продолжение. Как он сказал перед началом спектакля: "В идеале хотелось бы сыграть Весь Декамерон, т.е. в течение двадцати дней по пять новелл, показать все сто историй великого писателя". Но это, мне кажется, из разряда фантазий. Тем не менее, будем с нетерпением ожидать выхода третьей части спектакля.

Нельзя не упомянуть о сценографии. Красная и черная драпировки как бы символизируют Любовь и Смерть, чем, впрочем, и наполнен этот спектакль. А именно любовь и прелюбодеяние легли в основу каждой истории. Художник-сценограф Ирина Матвеева использовала также белые экраны, которые в разных новеллах играли свою роль. Это и ширмы для переодеваний, и волнующийся лес, наполненный страхами, и тонкая, но такая непреодолимая преграда, разделяющая влюбленных, и экран для теневой проекции интимных сцен. Огромный контур креста, светящийся на заднем плане, создавал определенную атмосферу, помогающую воссоздать события того времени.

И, конечно же, музыка! Она играет огромную роль в спектакле. В каждой истории она разная. То веселая и задорная, то тяжелая и психологически давящая. Звучание каждого музыкального фрагмента настраивает зрителей на тот или иной исход событий, помогает проникнуть в саму историю и ощутить себя человеком четырнадцатого века. От этого спектакль еще больше потрясает.

Такие спектакли хочется смотреть еще и еще.

Юлия Кузьмина
Слушательница курса "Актерское мастерство"
МОФ УДЦ "БИЗНЕС-ЛИЦЕЙ"


[Вернуться к спектаклю]   [На страницу репертуара]