Ребята, Ищущие Свое Кредо

28 ноября 2005г. отметит свой двадцатипятилетний юбилей самый молодежный и самый экспериментальный из всех тульских театров - театр-студия "РИСК". Чем живет сегодня коллектив в таких не простых современных условиях? Наш корреспондент Татьяна Андреева побывала в театре накануне праздника.

Как Крестьянкин заватиканился

Коллектив был создан в сентябре 1980 года тогда еще молодым режиссером Геннадием Крестьянкиным. Первое выступление начинающих актеров состоялось на большом праздничном концерте в честь 50-летия Тульского политехнического института 28 ноября 1980 года. С тех пор эта дата считается днем рождения театра.

Начало не было гладким и ровным. Доказывать свое право на существование подопечным Геннадия Олеговича пришлось с боем. Вот как писал о первых шагах студийцев в 1982 году "Молодой коммунар": "Театр и в самом деле рождался не один раз. Рождался в муках. Но уже первый спектакль мюзикл-капустник "Гамлет и Джульетта" произвел эффект разорвавшейся бомбы. Публика содрогнулась от смеха, мюзикл понравился всем. Кто-то из зрителей заметил: "Рисковые ребята! Такие вещи ставят..."В студии уже и не помнят, кто именно был их "крестным отцом", но после этого отзыва у безымянного театра появилось имя - "РИСК".

Позже название стало аббревиатурой, которая сейчас расшифровывается так: "Ребята, ищущие свое кредо". Доказав всем, что "РИСК" не просто творческий коллектив, а полноценный театр, актеры получили собственное помещение - зал на втором этаже 6-го корпуса ТулГУ.

- У нас своего рода свободная экономическая зона, или коммуна, - рассказывает Крестьянкин. - Мы не платим за аренду, свет и тепло (огромное спасибо университету!), зато сами делаем все остальное. Ремонтируем помещение, шьем костюмы, создаем декорации, фонограммы, световое и шумовое оформление спектаклей и т.п. Живем автономно и сами зарабатываем деньги на собственное существование. В общем, государство в государстве. В университете даже шутили поначалу: Крестьянкин, мол, заватиканился...

Как известно, в каждой шутке присутствует доля истины. В этом афоризме истины более чем достаточно. Вопреки расхожему штампу о несобранности талантливых личностей, быт "РИСКа" четко отлажен. Вашего корреспондента поразило, насколько грамотно и профессионально организована театральная жизнь, в которой органично сосуществуют вдохновение и порядок. Здесь есть даже дежурные, в чьи обязанности входит следить за чистотой помещений и соблюдением регламента.

От классики до лесбийской любви

Сегодня "РИСК" - это не только театр, а целая творческая инфраструктура. В ее рамках работает серьезная театральная школа, где преподается вся программа актерского мастерства - сценическая речь, движение, пантомима, психотехника, основы композиции, хореографии, фехтования, вокала. Классы ведут заслуженные актеры театра. Это особое звание. Его удостоились 18 профессионалов, проработавших в студии много лет. Если педагога по нужной дисциплине не находится среди своих, его приглашают со стороны.

Поскольку театр - это живой организм, для гармоничного развития которого недостаточно отличной работы сердца (актеров), в "РИСКе" функционируют семь технических цехов: электро-осветительный, радио-музыкальный, художественно-оформительский, бутафорско-реквизиторский, костюмерно-пошивочный и т.п. Особая ответственность лежит на литературной части театра, ведь именно ей поручено подбирать репертуар.

На сцене "РИСКа" шли концертные шоу-программы и спектакли по пьесам современных драматургов и классиков от Маяковского и Брехта до Салтыкова-Щедрина и Шекспира. "Все наши постановки для меня как дети, - говорит Крестьянкин, - нелюбимых среди них нет". Тем не менее, к явным удачам можно отнести "Десять минут надежды" Вадима Коростылева, "Сочельник" Юлиу Эдлиса, "Шантеклер" Эдмона Ростана.

"Шантеклер" - это масштабный мюзикл о "неуспокоенных" идеалистах, жаждущих зажечь в душах людей любовь и надежду. Музыкальной канвой "рисковской" версии произведения стала музыка группы "Queen". В спектакле заняты 40 актеров и танцоров, которые все вместе танцуют и поют суть ростановской саги: "Любовь дает нам силы! Любовь ведет вперед. И все, что в жизни было, все нам дала любовь!"

Юбилейный, 25 сезон, выдался для "РИСКа" весьма насыщенным. Сейчас студия готовится к молодежному фестивалю театрального искусства "Alter art", который пройдет в Нижнем Новгороде с 21 по 27 ноября. Туляки повезут туда неоднозначный спектакль - "Лес - Бианки", который жители города оружейников впервые увидели нынешней осенью. Как и большинство работ "РИСКа", это постановка о любви. Но о любви лесбийской. Зачем режиссер обратился к столь неоднозначной тематике?

- Это наша реальность, - отвечает Крестьянкин. - А раз таким проявлениям чувств есть место в жизни, то почему бы им не быть на сцене... В спектакле это только фон, на котором разворачивается современная трагедия. Обнажаются проблемы одиночества и неудовлетворенности женщины, жаждущей нежности, ласки и тепла...

Отпраздновать свой день рождения "РИСК" планирует 3 декабря. Поздравить родной театр с юбилеем придут его настоящие и бывшие воспитанники. Многие из них, пройдя подготовку в учебной студии, успешно поступили в театральные институты Москвы и Воронежа и ныне работают в профессиональных театрах, на телевидении, радио, в кино. Но и тем, кто не связал свою судьбу с творчеством, очень пригодилась школа "РИСКа".

"Несмотря на то, что наши профессии далеки от сцены, навыки, полученные в студии, помогли нам стать свободнее, с юмором относиться к жизненным перипетиям, владеть собой в разных ситуациях, красиво и убедительно говорить и нешаблонно мыслить", - так говорят практически все выпускники театра, с которыми удалось встретиться автору этих строк.

Татьяна АНДРЕЕВА
Газета "Молодой коммунар"
18 ноября 2005 года.


[Вернуться к обзору прессы]   [На страницу репертуара]