ЕЩЕ ОДИН "ЮБИЛЕЙ"

(К 20-летию Молодежного театра-студии "РИСК")

28 ноября 2000 года, Тульский молодежный театр отметил свое 20-летие. Скромное сообщение в календаре знаменательных дат и событий. Что же стоит за этими скупыми словами? Двадцать лет - это много или мало? Для жизни всей нашей планеты это малая песчинка, для жизни общества, тоже не бог весть что. Для человека же - это четверть жизни. Для студента, который учится в университете, в среднем пять лет, - это целых четыре жизни. А если не забывать, что Тульскому университету в этом году исполнилось семьдесят лет, и двадцать из них бок о бок, и буквально, нога в ногу, прошагал по этой, такой нелегкой и переменчивой жизни Молодежный театр-студия "РИСК", то физически начинаешь ощущать шуршание песчинок в песочных часах вечности.

И спустя двадцать лет начинаешь задумываться о том, какое значение имеет молодежный театр не для самих актеров-любителей, а для студентов, преподавателей и администрации университета. Насколько важно для них само существование в вузе этого творческого коллектива, и догадываются ли они о том, какие процессы происходят в недрах этого большого и, поистине, живого организма. Какую школу творческой активности, жизненного опыта и социальной зрелости проходят студенты приобщаясь к этому нелегкому делу, имя которому театральное искусство.

Поэтому неслучаен выбор для постановки в юбилейный год, именно пьесы "Шантеклер" драматурга-романтика Эдмона Ростана. Пьесы-притчи, пьесы-басни, прекрасной поэтический истории о петушке Шантеклере, который считает, что своим пением он вызывает Солнце на небосклон и зажигает новый день для всех живущих на земле. Своеобразной вехой на пути развития коллектива стал этот спектакль о творцах, несущих радость созидания. Спектакль о неуспокоенных идеалистах рвущих в клочья свою душу, желая зажечь хоть искру в душах людей. "Шантеклер" поставлен в форме мюзикла. В нем использована прекрасная музыка группы "Queen". Тридцать хитов группы составили прочную музыкальную основу этого непростого спектакля. Сорок актеров и танцоров заняты в этом проекте. Хореография Натальи Калининой и костюмы Елены Киселевой определили яркую форму, которая еще больше подчеркивает то содержание, ту суть ростановского произведения, которую актеры поют со сцены: "Любовь дает нам силы! Любовь ведет вперед. И все, что в жизни было, все нам дала любовь!"

Этой любовью и наполнены все двадцать лет существования коллектива театра. А начиналось все это в далеком восьмидесятом. Первый сбор труппы, первые репетиции, первые шаги в постижении актерского ремесла. Это ведь только со стороны актерское мастерство кажется таким легким, виртуозным, блистательным. Многие догадываются, что это не просто, но только актеры смогут ответить, чего это стоит на самом деле. А "РИСК", это еще и школа - серьезная театральная школа. При театре имеется студия, в которой проводятся занятия по классу актерского мастерства, сценической речи, движению, пантомиме, психотехнике, основам композиции, хореографии, фехтованию, вокалу. За двадцать лет "РИСК" стал своеобразной кузницей кадров. Некоторые студийцы, пройдя подготовку в учебной студии театра, успешно поступали в театральные институты Москвы и Воронежа, и теперь работают в профессиональных театрах.

Первое публичное выступление коллектива состоялось на большом праздничном концерте в честь 50-летия Тульского политехнического института 28 ноября 1980г. Рисковцам была отведена более чем скромная роль в этом грандиозном по своим масштабам празднике, но они по праву считают этот выход на только что построенную большую сцену концертного зала ТПИ, своим боевым крещением. Этот день с тех пор считается Днем рождения университетского театра-студии "РИСК". И надо сказать, что до сих пор, очень немногие знают, что "РИСК" - это аббревиатура означающая: Ребята Ищущие Свое Кредо. Именно тогда в ноябре восьмидесятого и начался поиск своего пути в жизни, своего мировоззрения, своего репертуара и своего зрителя.

С тех пор в репертуаре театра концертные шоу-программы и спектакли по пьесам современных драматургов и классиков от Маяковского и Брехта до Салтыкова-Щедрина и Шекспира. Рисковцы стали лауреатами и дипломантами театральных фестивалей в Екатеринбурге и Брянске, Новомосковске и Орле. Летом неоднократно выезжали на малые гастроли по Тульской области. Уже в 1984 году, всего-навсего на четвертом году жизни коллектива, что было нетипично для того времени, за особые творческие заслуги театру присвоено почетное звание "Народный". В 1985 году Народный театр-студия "РИСК" становится драматическим отделением факультета общественных профессий. Теперь студенты занимающиеся в театре, получают вторую специальность: руководитель любительского драматического коллектива.

Вот лишь некоторые строки из многочисленных газетных публикаций:
"...Все возрастает успех спектакля "Рок-н-ролл на рассвете". Возрастает потому, что спектакль идет при набитом до отказа концертном зале на 1300 мест. Через всю пьесу проходит образ Иисуса Христа, героя американской рок оперы "Иисус Христос - суперзвезда", постановку которой осуществляют по ходу пьесы студенты Нью-йоркского университета. Выбор этого символического образа для понимания идеи пьесы чрезвычайно важен. Богочеловек, предложенный христианской моралью для "спасения человечества" от грехов, терпит в современных условиях полное фиаско. Мир - накануне ядерной катастрофы, ждать спасения с небес уже невозможно, надо принимать меры. К этому призывает пьеса, рассказывающая и показывающая современную Америку, ее молодежь, надежду и защиту мира. Но надежда ли она и защита? Где первое зло, от которого зависят все остальные, где основа? Надо отдать должное театру-студии "РИСК": и сценическое мастерство, и ряд художественных выразительных средств, таких, как слайды, пантомима, теневой театр, стоп-кадр и рапиды для более детального рассмотрения нюансов действия, и музыкальное оформление спектакля не только будят в зрителе чувство сопереживания, но и заставляют по ходу действия вслушаться в голос собственной совести, проверить себя, а как бы я или ты, или вы поступили на месте вот этого американского юноши или этой американской девушки..." (И.Извольская)

"Спектакль, о котором говорят самые противоречивые вещи. О котором спорят. О котором думают. "10 минут надежды". Он произвел впечатление удара. После яркой трибунности "Рок-н-ролла на рассвете" с его световыми и звуковыми трюками, стереофоническим роком и почти детективным сюжетом, "10 минут надежды" удивили своей глубокой философичностью. Открытые, обнаженные нервы поэта, протянутые в зал. Удар тока. Это взрыв, обрушивающий на зрителя обломки треснувшего неба. Мир расколот, и нужно собрать его, подогнать кусочек к кусочку, тщательно, ошибки быть не должно. И все же каких-то кусочков не хватает... И все рушится в пропасть голубого до беззащитности, яркого неба, в котором отразилось море. Море лиц, глаз, доверчивых и злых, думающих и тупых от самодовольства. И - разрядная искра. Главный герой - летчик, писатель Эл, в котором мы узнаем Антуана де Сент-Экзюпери. Его последний полет. К смерти. Или к жизни? Даже посмотрев спектакль много-много раз, нельзя с уверенностью сказать, что понял в нем все до конца. И так ли уж важно понимать все до конца? Спектакль будит мысль. Заставляет думать. Подкупает честная, эмоциональная, пронесенная через сердце игра наших студийцев, вносящих, казалось бы в безысходный трагизм, свежий ветер правды и чистоту, похожую на рассвет, - вот то, на чем держится и чем существует спектакль". (И.Зарубинский)

"Шестой спектакль - "Пролетарская мельница счастья" по Виктору Мережко. Полуфантастическая, полуреальная история из жизни деревни 20-х годов. История с большим ироническим подтекстом. Опять яркое, веселое зрелище, опять жизнелюбие, шутки, эксцентризм. Впрочем, это почти сказ - по внутренней какой-то интонации. Опять - урок жизни, урок нравственности. А искусство и должно быть нравственно в своих корнях, в своей основе, в своей душе. В "РИСКе" это понимают не просто, как умный тезис. Это их внутреннее убеждение и руководство к жизни." (С.Левченко)

"Давайте попробуем возлюбить Крысу, живущую в нас, чтобы с большей симпатией наблюдать свое отражение в пивной кружке... В театральной жизни Тулы произошло событие. Театр-студия "РИСК" открыл свой сезон спектаклем "Охота на Крыс" по пьесе современного австрийского драматурга Питера Туррини. Герои ее - маленькие люди, страдающие от бездуховности, несовершенства нашего мира, от всеобщей разобщенности. События спектакля разворачиваются на городской свалке. Постепенно сбрасывая с себя шелуху привычек и условностей, они обретают себя истинных и открывают себя друг другу. Увы, как часто бывает в жизни, все заканчивается трагически. Их души уже почти оторвались от земли, любовь уже открылась им, но ... звучат выстрелы. Стреляют в Крыс, а попадают в людей. Люди как Крысы, Крысы как люди. Умирая, Он шепчет: "Как же тебя зовут?" Театр абсурда… Но он не абсурднее, чем жизнь. Он и Она полуобнаженные, лежат на груде мусора, от которого они так пытались очиститься. Жуткий спектакль. Но за этой внешней "жуткостью", за эффектами, надломом видна трагедия одинокой, отверженной души - на надломе ведь лучше видно. Так что же, разбежимся, как Крысы, или возьмем ружья, как крысоловы? Только кто убьет Крысу в нас самих? Спектакль "РИСКа" помогает сделать это." (Л.Кашникова)

Каждый год в коллектив приходят все новые и новые единомышленники. Каждый приходит со своей надеждой, со своей мечтой, со своей нерешенной проблемой. Каждый хочет внести свою энергию в общий процесс созидания. Каждый хочет реализоваться в творчестве, вынести на сцену то важное, что беспокоит его, бередит его душу, и что он подчас не смог бы доверить даже своим близким. Сейчас в коллективе, в работе над несколькими проектами объединились более семидесяти человек. И работы с лихвой хватает на всех. Ведь "РИСК" это уже целая инфраструктура. Здесь и Совет Театра, который определяет внешнюю и внутреннюю политику коллектива; и Технический Совет, который координирует технические службы и цеха: декораторско-строительный, костюмерно-пошивочный, видео-проекционный, радио-музыкальный, электро-осветительный, бутафорско-реквизиторский, художественно-оформительский; и редакционно-издательская группа, которая ведает выпуском всей печатной продукции театра (афиши, программки, репертуарные сборники, тексты ролей, песен и т.д.); и литературно-художественная часть, которая занимается подбором репертуара, знакомит актеров с театральной периодикой, скурпулезно ведет "Летопись славных дел театра"; и группа рекламы, которая своевременно информирует зрителей о предстоящих выступлениях театра; и Культкомитет, который организует прекрасные праздничные "Огоньки", творческие встречи, просмотры премьер профессиональных и любительских театров и студий Тулы и Москвы. Есть у Рисковцев и своя база отдыха на живописном берегу Оки. Это - палаточный лагерь "Рискорка", в который почти каждое лето выезжают студийцы, чтобы вместе провести отпуск и каникулы.

За эти годы пробовали свои творческие силы в коллективе более тысячи студентов, преподавателей и сотрудников университета, а также тульские школьники и учащиеся различных колледжей. Далеко не все выдерживают напряженный творческий ритм, слабые уходят. Не приживаются в РИСКе подлость, трусость, лицемерие, равнодушие, корысть. Причем, никто ни кого не выгоняет, не сводит счеты, не "учит жить". На это просто нет времени. Все происходит само собой. Вокруг репетиций РИСКа давно уже сложилась такая прочная атмосфера добра и любви, что хамство и равнодушие просто не может пробиться сквозь нее. Студийцы заново учатся здесь ходить, говорить, думать. Да-да: две основные заповеди у РИСКа - думать и уважать партнера. Те, кто не может следовать этим двум простым заповедям, уходят из РИСКа. Сами уходят. Молодежный театр - это коммуна, коллектив единомышленников.

Золотой фонд юбилейной сборной актерской труппы театра составляют Татьяна Шалаева, Наталья Савостина, Анна Воронова, Юрий Лосев, Валентин Камчатников, Ольга Лазарева, Людмила Антоненкова, Лидия Баташова, Людмила Терехова, Наталья Антонова, Дмитрий Чирков, Игорь Берзон, Александр Петров, Олег Галкин, Андрей Сидоров, Ольга Болдырева, Евгений Миронов, Татьяна Чуева, Андрей Лазуткин, Инна Богданова, Максим Ефимов, Алексей Осетров, Алексей Власов, Дмитрий Смирнов, Андрей Слепцов, Геннадий Бажанов, Светлана Бурашникова. А во главе всего этого организма стоит всего один человек, организатор, бессменный художественный руководитель и режиссер - Геннадий Олегович Крестьянкин, который посвятил четвертую часть своей жизни этому нелегкому, но благороднейшему делу, имя которому театр-студия "РИСК".

Но главное богатство театра - это зрители. Как гласит "Летопись славных дел театра-студии", за двадцать лет работы было показано 482 спектакля и их посмотрели более ста тысяч благодарных зрителей.

И вот, 28 ноября 2000 года. В уютном, теплом и хорошо оборудованном зале театра-студии собрались гости, друзья театра, его выпускники, творческие коллективы города, городская и университетская администрация. Только что смолкли последние аккорды мюзикла "Шантеклер", только что отзвучали слова финальной песни:

"Снова мы вместе, друзья!
Жить без надежды нельзя.
Станем единой, дружной семьею,
Чтобы гордиться могли мы собою!.."

Сцена еле вмещает всех участников этого грандиозного проекта, которые вышли на поклон под шквал аплодисментов, а на нее все поднимаются и поднимаются, новые и новые гости, желающие выразить свою благодарность коллективу, желающие поздравить его с двадцатилетием, желающие подарить ему свою любовь и признательность.

Университетская администрация дарит коллективу крупную денежную сумму для приобретения комплекта современной звуковой аппаратуры, так необходимой для музыкальных проектов, которыми часто радует зрителей театр. Поздравительные адреса следуют один за другим - это на сцену потянулись комитеты по культуре и делам молодежи. Творческие коллективы радуют юбиляров номерами из своих репертуаров, а тульское представительство радио "Модерн" даже подготовило театральный "капустник".

Одним словом, такое скромное событие, как двадцатилетие Молодежного театра-студии "РИСК" не прошло незамеченным. А что дальше? Новый спектакль. Новое откровение. Простые слова, незатейливые мысли. Но как это ляжет на душу, какой оставит след в наших судьбах - вот что главное. И в этом основа творчества. Ведь театр - это что-то нереальное, магическое, такое желанное и такое недостижимое. Поэтому-то сюда приходят и актеры, и зрители. Одни - чтобы прожить за одну такую короткую жизнь множество жизней и стать богаче, мудрее, сильней; другие - чтобы приобщиться к этой магии, постояв у алтаря искусства. Театр это и есть та провокация, которая состоится в нас и на которую мы вызовем наших зрителей. И их любовь к нам, и вера в нас позволит им еще и еще раз прийти сюда, и стать чище, светлее и чуть ближе к истине.

28 ноября 2000 г.


[На главную страницу]   [На страницу репертуара]